Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х, рассмотрела кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 29 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Таганрогского транспортного прокурора к Ростовской таможне об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Ростовской таможни от 21 апреля 2021 года N на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года N; обязать Ростовскую таможню в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года N, а именно, учитывать материальное стимулирование в виде квартальных выплат при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 29 ноября 2021 года решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года отменено в части возложения обязанности на Ростовскую таможню в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года N, а именно учитывать материальное стимулирование в виде квартальных премий при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
В данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В остальной части решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 января 2022 года, Ростовская таможня ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Обращает внимание суда, что единовременные поощрения за квартал не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при расчете компенсации за неиспользованные отпуска и компенсации, выплачиваемой при увольнении с федеральной государственной гражданской службы.
Определением судьи от 28 февраля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав представителя Ростовской таможни по доверенности Ефимова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Фролову Е.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Удовлетворяя требования административного иска в части признания незаконным решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Ростовской таможни от 21 апреля 2021 года N на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года N, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданских служащих, в связи с чем учитывается при расчетах вышеуказанным лицам среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске.
С данными выводами судов не согласился административный ответчик, в связи с чем обратился в суд с кассационной инстанции с жалобой, в которой ставит вопрос об отказе в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Ростовской таможни от 21 апреля 2021 года N на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года N
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов обеих инстанций, поскольку из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, материальное стимулирование должно учитывается при расчетах федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы в этой части не могут быть приняты для отмены обжалуемых судебных актов, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.
Отменить постановление исполнения решения Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 29 ноября 2021 года по административному делу по административному иску заместителя Таганрогского транспортного прокурора к Ростовской таможне об оспаривании решения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 31 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.