Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Диденко В.М. к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании бездействия, признания незаконным и отмене постановления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Диденко В.М. обратился Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Департамент) в части неисполнения постановления Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Администрация) от 18 мая 2020 года N по заключению с Диденко В.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 1420 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок), на срок до 2056 года; признать незаконным и отменить постановление Администрации от 15 марта 2021 года N "О рассмотрении заявления гражданина ФИО о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в порядке переоформления прав" (далее - оспариваемое постановление); возложить на Департамент обязанность исполнить постановление Администрации от 18 мая 2020 года N в полном объеме.
В обоснование административного иска Диденко В.М. указал, что решением 14 сессии Массандровского поселкового Совета Республики Крым 5-го созыва от 28 сентября 2007 года N физическому лицу - предпринимателю Диденко В.М. утвержден проект землеустройства по отводу спорного земельного участка для строительства и обслуживания автомоечной станции и кафе, указанный земельный участок передан в аренду Диденко В.М. на 49 лет. Решением 24-й сессии Массандровского поселкового Совета АР Крым 6-го созыва от 31 августа 2012 года было принято решение N о заключении дополнительного соглашения к указанному договору аренды, в котором изменился статус арендатора земельного участка с физического лица - предпринимателя Диденко В.М. на физическое лицо Диденко В.М. Дополнительное соглашение было подписано Массандровским поселковым головой и Диденко В.М. и зарегистрировано 6 ноября 2007 года в Государственном реестре земель. 11 июля 2017 года Диденко В.М. обратился в Департамент с заявлением о переоформлении договора аренды от 6 ноября 2007 года в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации от 12 ноября 2019 года относительно спорного земельного участка цель использования соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны - иная зона ТЗ-27-44, вид разрешенного использования объекта недвижимости (проектной) объекты придорожного сервиса (код 4.9.1). Постановлением Администрации от 18 мая 2020 года N, среди прочего решено: спорному земельному участку установить категорию земель - земли населенных пунктов и вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса (4.9.1) в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 6 ноября 2007 года N.
Указанный земельный участок включен в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым с кадастровой стоимостью 11 403 565, 60 рублей из категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - объекты придорожного сервиса. Департаменту поручено обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, а также заключить с гражданином Диденко В.М. договор аренды в отношении указанного земельного участка на срок до 5 ноября 2056 года. Данное постановление исполнено не было, должностные лица Департамента договор аренды в трех экземплярах не подготовили, в адрес Диденко В.М. или его представителя не направили. Указанное бездействие нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в отношении земельного участка. При этом 15 марта 2021 года Администрацией принято оспариваемое постановление, которым решено отменить постановление Администрации от 18 мая 2020 года N; отказать гражданину Диденко В.М. в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с неиспользованием участка в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды от 6 ноября 2017 года под N. Считает, что указанное постановление принято в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации и является незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 января 2022 года, Департамент ставит вопрос об отмене решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года. По мнению заявителя, арендатором существенно нарушены условия договора аренды, что выразилось в неосуществлении строительства объекта на протяжении более 13 лет с момента передачи земельного участка, а также отсутствии объективных причин, которые бы исключали возможность строительства объекта на земельном участке. Считает, что административный истец не использует спорный земельный участок, предназначенный для строительства и обслуживания автомоечной станции и кафе, в указанных целях. Ссылается на то, что обжалуемые судебные акты были вынесены с нарушением правил подсудности, поскольку данный спор подлежал рассмотрению Арбитражным судом Республики Крым.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, решением Массандровского поселкового совета АР Крым 14-й сессии 5-го созыва от 27 сентября 2007 года N 24 рассмотрен проект землеустройства по отводу спорного земельного участка ФЛ-предпринимателю Диденко В.М, учитывая рекомендации постоянной комиссии по землеустройству и экологии (протокол от 22 сентября 2007 года N), согласно которому утвержден проект землеустройства указанного выше земельного участка (пункт 1), и земельный участок передан административному истцу в аренду на 49 лет из земель общего пользования, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, для строительства и обслуживания автомоечной станции и кафе по адресу: "адрес" (пункт 2). Указано, что ФЛ-предпринимателю Диденко В.М. в двухмесячный срок с момента принятия решения необходимо заключить с Массандровским поселковым советом договор аренды земельного участка (пункт 3), обязать арендатора земельного участка использовать земельный участок только по целевому назначению и выполнять требования статьи 96 Земельного кодекса Украины (пункт 4.1).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 30 октября 2007 года, заключенным Массандровским поселковым советом (арендодателем) и ФЛ-предпринимателем Диденко В.М. (арендатором), арендатор принимает в срочное платное пользование спорный земельный участок (пункт 1.1). Договор аренды заключен на 49 лет (пункт 4.1).
23 декабря 2011 года и 19 декабря 2012 года к указанному договору аренды земельного участка составлены дополнительные соглашения.
11 июля 2017 года Диденко В.М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок, ранее находившегося в пользовании на условиях аренды по договору аренды от 6 ноября 2007 года N
Из постановления Администрации от 18 мая 2020 года N следует, что решено установить спорному земельному участку категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 6 ноября 2007 года N (пункт 1); спорный земельный участок включен в муниципальную собственность, реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 2); Департаменту поручено обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок (пункт 3), а также заключить с гражданином Диденко В.М. договор аренды спорного земельного участка на срок до 5 ноября 2056 года (пункт 4).
Данное постановление отменено оспариваемым постановлением Администрации, гражданину Диденко В.М. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с неиспользованием его в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 6 ноября 2007 года N
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Указанный Договор заключен 18 марта 2014 года.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
15 января 2015 года принят Закон Республики Крым N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Согласно преамбуле данного Закона Республики Крым, он в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом N 6-ФКЗ устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В силу части 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Частями 12, 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истёк срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 приведенной статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
На основании постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК (пункт 1 Порядка).
В срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает, в том числе, подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права) (подпункт 2 пункта 13 Порядка).
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 года N 37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В силу подпункта 2 пункта 13 Правил при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Департамент обеспечивает: подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права).
Постановлением Администрации от 14 октября 2019 года N 2381-п утвержден административный регламент Администрации по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
В пункте 4.3 поименованного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги, в том числе, является договор аренды земельного участка (подпункт 3).
Предоставление муниципальной услуги, согласно пункту 8.1, включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления и документов, обязательный к предоставлению;
2) рассмотрение представленных документов;
3) формирование и направление межведомственных запросов;
4) принятие решения о предоставлении муниципальной услуги;
5) выдача или направление заявителю результата предоставления муниципальной услуги.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что при наличии постановления Администрации от 18 мая 2020 года Nп, которым на Департамент возложена обязанность заключить с гражданином Диденко В.М. договор аренды спорного земельного участка, в материалах дела отсутствуют и административными ответчиками не представлены доказательства выполнения указанных выше норм, свидетельствующих о выдаче или направлении административному истцу договора аренды спорного земельного участка, как результата предоставления муниципальной услуги. В поступивших из Департамента документах отсутствуют какие-либо доказательства проведения проверки на предмет использования арендатором спорного земельного участка, на основании которых арендодатель пришел к выводу о прекращении действия договора аренды, заключенного с Диденко В.М.
Суды пришли к выводу о том, что бездействие Департамента в части неисполнения постановления Администрации от 18 мая 2020 года N по заключению с Диденко В.М. договора аренды спорного земельного участка на срок до 2056 года является незаконным.
Вместе с тем указанное постановление Администрации от 18 мая 2020 года N отменено оспариваемым постановлением и гражданину Диденко В.М. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 6 ноября 2007 года N
Удовлетворяя в данной части требования административного иска, суды указали, что оспариваемое постановление было принято без указания на выявление противоречия закону, правового и фактического обоснования принятого решения, а лишь на основании вывода о неиспользовании земельного участка в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 6 ноября 2007 года N
При этом во взаимосвязи с неправомерным бездействием Департамента в части неисполнения постановления Администрации от 18 мая 2020 года N по заключению с Диденко В.М. договора аренды спорного земельного участка на срок до 2056 года, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, поскольку договор аренды земельного участка в порядке переоформления прав на основании постановления Администрации от 18 мая 2020 года N не заключался.
Более того, признав незаконным бездействие административного ответчика, суд в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения путем направления Диденко В.М. проекта договора аренды земельного участка во исполнение постановления Администрации N от 18 мая 2020 года в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Утверждения кассационной жалобы о том, что административным истцом были существенно нарушены условия договора аренды земельного участка, своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы не нашли, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы о том, что рассматриваемый спор подсуден Арбитражному суду Республики Крым, судом апелляционной инстанции проверялись и им дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 31 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.