Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела кассационную жалобу Тарасовой А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Орловского района Ростовской области к Орловскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Орловского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Лаптевой С.Ф. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
администрация Орловского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Орловский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Орловского РОСП УФССП России по Ростовской области о взыскании исполнительского сбора от 1 марта 2021 года N (далее - спорное постановление).
В обоснование административного иска администрация указала, что является должником по исполнительному производству от 20 января 2021 года N, находящемуся на исполнении в Орловском РОСП УФССП России по Ростовской области, предметом которого является возложение на администрацию обязанности восстановить молодую семью Тарасовой А.А. в составе трех человек, включая членов ее семьи - мужа ФИО1 и сына ФИО2, в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году. Постановлением судебного пристава-исполнителя Лаптевой С.Ф. от 1 марта 2021 года N, вынесенным в рамках данного исполнительного производства, с администрации в связи с неисполнением должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Вместе с тем административный истец отмечает, что в рамках предоставленных полномочий исполнил апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 октября 2020 года по делу N, послужившее поводом для возбуждения исполнительного производства от 20 января 2021 года N, о чем уведомил Орловский РОСП УФССП России по Ростовской области письмом от 29 января 2021 года N 1/18.12-48 с приложением подтверждающих документов.
По мнению административного истца, он имеет право лишь ходатайствовать перед Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, поскольку именно министерство является ответственным исполнителем государственной программы и главным распорядителем бюджетных средств. Так, во исполнение апелляционного определения по делу N принято постановление от 10 декабря 2020 года N, в соответствии с которым постановление администрации от 10 февраля 2020 года N об исключении из списка участников вышеназванного мероприятия семьи Тарасовой А.А. признано утратившим силу с одновременным восстановлением семьи Тарасовой А.А. в списке участников мероприятия. Кроме того, администрация указала, что к настоящему времени в адрес Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области направлено три письма по вопросу восстановления семьи Тарасовой А.А. в списках на получение средств субсидии, на которые поступают ответы лишь формального характера, тогда как включение молодой семьи Тарасовой А.А. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, оформление и выдача данной семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты является исключительной компетенцией министерства. Считает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для взыскания исполнительского сбора.
Решением Орловского районного суда Ростовской области от 25 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора, с учетом обстоятельств дела, является законным, обоснованным, соответствуя требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года решение Орловского районного суда Ростовской области от 25 июня 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП УФССП России по Ростовской области Лаптевой С.Ф. о взыскании исполнительского сбора от 1 марта 2021 года N
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 24 февраля 2022 года, Тарасова А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года. Указывает, что обжалуемое определение нарушает ее права как взыскателя по исполнительному производству, однако к участию в деле она привлечена не была. Ссылается на неисполнение администрацией требований исполнительного документа. Считает, что апелляционное определение от 8 сентября 2021 года фактически освобождает административного истца от ответственности за неисполнение судебного акта.
Определением судьи от 9 марта 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Тарасовой А.А. по доверенности Плотникову А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 октября 2020 года по делу N (N) отменено решение Орловского районного суда Ростовской области от 5 июня 2020 года, по делу принято новое решение о признании незаконным постановления администрации от 31 октября 2019 года N "О снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий Тарасовой А.А.", возложении на администрацию обязанности восстановить Тарасову А.А. на учете в числе нуждающихся в обеспечении жилым помещением, признании незаконным постановления администрации от 10 февраля 2020 года N "Об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" семьи Тарасовой А.А.", возложении на администрацию обязанности восстановить молодую семью Тарасовой А.А. в составе трех человек, включая членов ее семьи - мужа ФИО1. и сына ФИО2, в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году.
На основании исполнительного листа от 7 декабря 2020 года ФС N судебным приставом-исполнителем Орловского РОСП УФССП России по Ростовской области по заявлению Тарасовой А.А. 20 января 2021 года возбуждено исполнительное производство N, предмет исполнения которого заключается в возложении на администрацию обязанности восстановить молодую семью Тарасовой А.А. в составе трех человек в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году.
Взыскателем по данному исполнительному производству выступает Тарасова А.А.
1 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем Орловского РОСП УФССП России по Ростовской области Лаптевой С.Ф. в рамках исполнительного производства N вынесено постановление N, которым с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа от 7 декабря 2020 года ФС N в срок, установленный для добровольного исполнения, тогда же утвержденное старшим судебным приставом отделения Дмитренко Н.Н. с установлением должнику нового срока исполнения - до 8 марта 2021 года (впоследствии продленного судебным приставом-исполнителем до 19 марта 2021 года).
Обращаясь в суд с административным иском, администрация просила признать незаконным оспариваемое постановление.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда пришла к выводу о том, что требования исполнительного документа от 7 декабря 2020 года ФС N исполнены администрацией в полном объеме путем принятия постановления от 10 декабря 2020 года N, включения молодой семьи Тарасовой А.А. в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату по Орловскому району Ростовской области по состоянию на 11 декабря 2020 года и направления данного списка в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении кассационной жалобы Орловского РОСП УФССП России по Ростовской области.
Вместе с тем при рассмотрении кассационной жалобы Тарасовой А.А. заслуживают внимания ее доводы о необходимости привлечения к участию в деле взыскателя по исполнительному производству.
Согласно части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано на то, что по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Между тем к участию в деле в качестве заинтересованного лица Тарасова А.А. не привлечена.
Согласно части 3 статьи 328, пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы судебной коллегией оставлены без оценки.
При новом рассмотрении суду надлежит принять меры к определению состава лиц, участвующих в деле, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц.
В силу пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если при рассмотрении вновь поступивших кассационных жалобы, представления суд придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного акта суда первой и (или) апелляционной инстанций, то такой судебный акт отменяется вместе с ранее вынесенным кассационным определением и выносится новое кассационное определение (часть 4 статьи 2, статья 312 КАС РФ).
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 года надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 сентября 2021 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 года отменить, административное дело N 2а-251/2021 направить на новое апелляционное рассмотрение в Ростовский областной суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 31 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.