Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борисенко А.Г. на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 30 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Борисенко А.Г. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав прокурора Руденко М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борисенко А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Резникова Е.В. в проведении проверки в отношении кафе "Яблоко", расположенного в доме N 44 по проспекту Героев Сталинграда в Красноармейском районе г. Волгограда.
Просил обязать административного ответчика провести проверку по существу изложенных в обращении фактов.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Борисенко А.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 11 февраля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав прокурора Руденко М.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 15 января 2020 года Борисенко А.Г. обратился в управление Роспотребнадзора по Волгоградской области с жалобой, в которой указал на размещение в жилом доме кафе-бара, в котором после 23 часов проводятся развлекательные мероприятия с музыкальным сопровождением, нарушая покой проживающих в доме граждан, препятствуя сну и отдыху жителей в ночное время. Просил привлечь владельца кафе к административной ответственности, внести предписание о прекращении музыкального сопровождения в кафе и приведении режима работы кафе "Яблоко" в соответствие с требованиями законодательства, а при повторном нарушении обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении функционирования организации в данном помещении. Обращение поступило в управление 17 января 2020 года.
Рассмотрев обращение, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Резников Е.В. направил заявителю ответ от 21 февраля 2020 года, из которого следует, что у должностных лиц управления не имеется оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности и правовых оснований для проведения проверки, а также для принятия мер к прекращению деятельности данного объекта, поскольку Борисенко А.Г. не представлена дополнительная информация, указывающая на факты угрозы жизни и здоровью людей, связанные с деятельностью кафе.
В полномочия управления Роспотребнадзора по Волгоградской области входит в том числе проведение в установленном порядке проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Роспотребнадзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 31 были введены в действие санитарные правила, в том числе "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" которые действовали на момент подачи административного иска в суд и утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 марта 2011года N 29 "Об утверждении СП 2.3.6.2867-11 "Изменения и дополнения N 4 к СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" были изменены ряд требований к размещению организаций общественного питания, в том числе исключены нормы в отношении площади и посадочных мест. Данными правилами не предусмотрены требования к режиму работы объектов общественного питания.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступило разъяснение (от 25 мая 2018 года N 09-4911-2018-40), что из пункта 1.19 МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания", измерения не проводятся в отношении шума от соседей (физических лиц), а не хозяйствующего субъекта, имеющего регулируемые источники шума (звуковоспроизводящая аппаратура), в связи с чем, уровни шума в жилых помещениях жилых домов с размещенными объектами общественного питания с музыкальным сопровождением звуковоспроизводящей аппаратуры в нежилых помещениях жилых зданий нормируются в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов - нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно статье 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право посещать жилые помещения граждан в целях обследования их жилищных условий, в том числе проведения замеров уровней шумового воздействия, исключительно с их согласия.
По итогам неоднократных переговоров должностным лицам управления Роспортебнадзора по Волгоградской области в допуске в жилое помещение для установления соответствия (либо несоответствия) гигиеническим нормативам уровней шума, связанных с деятельностью кафе "Яблоко", административным истцом отказано.
В рамках предварительной проверки, в порядке статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области у административного истца запрашивалась информация, в том числе о фактах угрозы жизни и здоровью людей, и согласие на проведение замеров уровня шума в его квартире, в целях согласования внеплановой выездной проверки в отношении кафе "Яблоко" с органом прокуратуры.
Однако дополнительные сведения и согласие на проведение замеров административным истцом не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Первоначальное решение по данному делу было вынесено 24 декабря 2020 года Красноармейским районным судом г. Волгограда под председательством судьи Потапова В.В.
Названное решение суда отменено кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд г. Волгограда в ином составе судей. Таким образом, не имеет места факт незаконного состава суда, о чем утверждает заявитель кассационной жалобы.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 30 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.