Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрела кассационную жалобу представителя Ерманова К.В. по доверенности Кольцовой А.Л. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ерманова К.В. к Керченскому городскому совету Республики Крым, Главе Муниципального образования городской округ Керчь Солодиловой О.С. об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Ерманов К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение от 29 января 2021 года N, принятое на "данные изъяты" сессии Керченского городского совета депутатов 2 созыва "О досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В." и возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод административного истца.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2021 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2022 года, представитель административного истца Кольцова А.Л. ставит вопрос об отмене названных судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судами не дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что административный истец не знал, когда проверка в отношении него будет окончена и когда можно ознакомиться с ее материалами. Также судами не учтено, что при решении вопроса о наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении полномочий ввиду недоверия либо принятых иных мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), необходимо проанализировать совершенное нарушение в целях квалификации как значительного проступка, влекущего вывод об утрате доверия, либо несущественного (малозначительного) проступка. Обращает внимание суда на нарушения административным ответчиком сроков уведомления истца о рассмотрении вопроса по применению к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
Определением судьи от 14 марта 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав представителя Ерманова К.В. по доверенности Кольцову А.Л, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта..
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениями частей 7.1, 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, части 4.2 статьи 12.1, статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее -Закон N 273-ФЗ), Закона Республики Крым от 14 марта 2018 года N 479-ЗРК/2018 "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений", Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, принятого решением Керченского горсовета Республики Крым от 5 ноября 2017 года N 38-1/14, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка и процедуры, при наличии оснований, предусмотренных законом.
Суды исходили из установленного факта представления Ермановым К.В. недостоверных и неполных сведений о своих доходах и доходах своей супруги за 2019 год, что свидетельствует о несоблюдении депутатом обязанности, установленной Законом N 273-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на часть 7.3-1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ отклоняется, как основанная на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 7.3-2 статьи 40 Закона N 131-ФЗ порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования сведений, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено данным Законом.
В свою очередь, Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ, вступившим в силу 6 августа 2019 года, статья 40 Закона N 131-ФЗ дополнена частью 7.3-1, в соответствии с которой к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Из приведенных норм закона следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.
Частью 11 статьи 40 Закона N 131-ФЗ установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.
Кроме того, согласно части 7.3-2 статьи 40 Закона N 131-ФЗ порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 данного Закона, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Решением Керченского городского совета Республики Крым от 27 ноября 2020 года N утвержден порядок принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, предоставившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательства имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественными (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка Керченский городской совет Республики Крым по результатам рассмотрения заявления главы Республики Крым, заслушав объяснения соответствующего депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, принимает одно из следующих решений: о применении к депутату иной меры ответственности, указанной в заявлении главы Республики Крым; о применении к депутату меры ответственности, отличной от указанной в заявлении Главы Республики Крым, но соответствующей мерам ответственности, предусмотренным частью 7.3-1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ; об отказе в применении к депутату иной меры ответственности, указанной в заявлении главы Республики Крым.
Как следует из материалов дела, 15 января 2021 глава Республики Крым обратился в Керченский городской совет Республики Крым с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета Республики Крым Ерманова К.В, которое содержало соответствующее требование без указания на возможность применения к этому депутату иных мер ответственности, перечень которых установлен частью 7.3-1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы, которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ерманова К.В. по доверенности Кольцовой А.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.