Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Русакова А.Е.
судей Капункина Ю.Б. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Маркина О.В. по доверенности ФИО9 на решение Ростовского областного суда от 3 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русакова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым N, площадью 8955 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для АЗС, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 2 039 859 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
Решением Ростовского областного суда от 3 сентября 2021 года административные требования Маркина О.В. удовлетворены частично, установлена по состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 6 011 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной представителем Маркина О.В. по доверенности ФИО9 в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба представителя административного истца Маркина О.В. по доверенности ФИО9, поступившая в суд первой инстанции 21 февраля 2022года, определением судьи кассационной инстанции от 21 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя административного истца Маркина О.В. по доверенности ФИО9, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела и неправомерности обоснования решения выводами судебной оценочной экспертизы.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закона от 3 июля 2016года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Маркин О.В. является собственником названного земельного участка, налоговые платежи исчисляются исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 679 897, 55 рублей.
Как уже было указано, расчет налоговых платежей за рассматриваемый земельный участок производится исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, имеет место правовая заинтересованность Маркина О.В. в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.
Вместе с тем административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным оценщиком ООО "Гео-Дон ФИО5, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 039 859 рублей.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Обоценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:24:0013210:6, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы истца как плательщика земельного налога, в связи с чем, могут быть им оспорены в установленном законом порядке.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ NСЭ/63-2021 судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Бета консалтинг" ФИО6, на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка, с учетом его индивидуальных особенностей составляла 6 011 000 рублей.
Исследовав и проанализировав представленное заключение судебного эксперта в совокупности с иными материалами дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по результатам проведенной судебной экспертизы.
Нижестоящими судами правильно применены нормы материального и процессуального права, заключению судебной экспертизы дана всестороння правовая оценка с изложением обоснованных выводов. При производстве судебной экспертизы не допущены нарушения, свидетельствующие о недопустимости данного доказательства. Заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, судами правомерно приняты во внимание выводы судебной оценочной экспертизы.
С такими выводами суда о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, установленной по результатам судебной экспертизы, согласился суд второй инстанции.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанции, а постановленные по делу судебные акты - соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны, в том числе: стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при кассационном рассмотрении суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами, изложенными в судебных решениях, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств, исследованных судами.
В силу части 3 статьи 329 названного Кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 3 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2022года.
Председательствующий А.Е. Русаков
Судьи Ю.Б. Капункин
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.