Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Краснощекова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Краснощекова С.В. к УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России, УФК по Астраханской области, МВД России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Краснощеков С.В. обратился в Ленинский районный суд г. Астрахани с административным исковым заявлением, в котором просил признать неправомерными действия, бездействие УФСИН России по Астраханской области и УФК по Астраханской области, выразившиеся в ограничении прав и свобод Краснощекова С.В. в большей мере, чем это предусмотрено законом; взыскать с УФСИН России по Астраханской области и УФК по Астраханской области 6 000 000 рублей компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование административного иска Краснощеков С.В. указал, что с "данные изъяты" года содержался в камерах N ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области (далее - СИЗО-1), с "данные изъяты" года - в отряде 4 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области (далее - ИК-2), с "данные изъяты" года - в камере N СИЗО-1, с "данные изъяты" года - в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Астраханской области (далее - ИК-6), с "данные изъяты" года - в отряде 3 ИК-2. В камерах N площадью 24 кв. м, расположенных в учреждении СИЗО-1 было 6 двухъярусных кроватей, то есть 12 спальных мест, где содержалось от 26 - 31 заключенных, по 60 - 70 см2 личного пространства на каждого, неизолированный туалет, спали по очереди, жалюзи и решетки закрывали окно, доступ дневного света ограничен, летом в камере душно, зимой холодно, много насекомых, душ 1 раз в неделю в течении 25 минут, в связи с большим количеством людей не было возможности на прогулках размяться или сделать физические упражнения, питание скудное и низкого качества. При перевозке летом металлический корпус автозака сильно нагревался, было жарко и душно, температура доходила до +50, зимой холодно, поскольку отсутствовало отопление. Перевозилось от 20 до 28 человек, в результате доступно по 30 - 35 см2 личного пространства. При содержании в учреждениях ИК-2, ИК-6 жилые помещения требовали ремонта. За указанные периоды времени на 1 человека приходилось от 1, 33 кв. м до 1, 46 кв. м личного пространства, не было отдельного спального места, часто был лишен ночного сна. Наличие в отрядах по 3 рабочих унитаза и по 4 умывальника не обеспечивали пропускную способность для заключенных (110 - 165 человек). Лишен был возможности беспрепятственно пользоваться туалетом и умывальником, когда это необходимо. Туалеты не оборудованы дверцами, от чего испытывал дискомфорт и унижение. Не выдавали зимнюю обувь, теплые носки и теплое постельное белье, в результате чего в зимнее время года замерзал.
Помывка в бане происходила 1 раз в неделю и составляла от 8 до 14 минут. Прогулочные дворы огорожены бетонными заборами высотой 3, 5 м, забор не снабжен вентиляционными решетками. В отрядах отсутствовали: комната для приема пищи и хранения продуктов, гардеробная комната (для сушки и хранения одежды и обуви), комната для просмотра телепередач и психологической разгрузки. Телевизор установлен в спальном помещении, работает круглосуточно. Верхняя одежда хранилась на спинках кроватей, а белье и обувь под кроватями. Продукты питания приходилось есть сидя на кроватях. Питание скудное и не отличалось разнообразием. Искусственное освещение тусклое, в холодное время года окна в отрядах забивали пленкой, и занавешивали одеялами для сохранения тепла, что делает невозможным попадание солнечного света и свежего воздуха в помещение, в результате чего у истца снизилось зрение. Во всех помещениях отряда много насекомых и грызунов. Доступ к питьевой воде ограничен. На протяжении длительного времени содержался в бесчеловечных условиях, в условиях угрожающих жизни и здоровью, поскольку газовая котельная продолжала работать в отсутствии лицензии и длительное время создавала угрозу взрыва. Медицинские работники работали без лицензии. Весь срок отбытия наказания в колониях не выдавали зимней обуви, зимних носков, теплого нательного белья. Нарушалось трудовое законодательство и пожарная безопасность.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 февраля 2022 года, Краснощеков С.В. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года. По мнению заявителя, преюдициальное значение имеет решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 1 февраля 2021 года по аналогичному делу Баталова А.Х. Ссылается на постановление Европейского Суда по правам человека по делу N "данные изъяты", указав, что с ФИО в ИК-2 он делил спальное место в связи с перелимитом, а также на постановление Европейского Суда по правам человека по делу от 10 января 2012 года по жалобам N и N " "данные изъяты"". Обращает внимание на то, что обратился в суд с административным иском сразу после консультации с правозащитниками.
Определением судьи от 21 марта 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Так, согласно статье 3 Конвенции, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном данной главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Астрахани от 13 марта 1999 года Краснощеков С.В. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
13 ноября 2008 года приговором мирового судьи судебного участка N Трусовского района г. Астрахани административный истец осужден по "данные изъяты" УК РФ к 8 месяцам лишения свободы.
8 декабря 2008 года Ленинским районным судом г. Астрахани Краснощеков С.В. осужден по "данные изъяты" УК РФ к 9 годам 11 месяцам лишения свободы.
С "данные изъяты" года Краснощеков С.В. содержался в учреждении СИЗО-1, "данные изъяты" года убыл в ИК-6.
Документы, касающиеся периода содержания административного истца в СИЗО-1 за вышеуказанный период, уничтожены по сроку хранения.
С "данные изъяты" года Краснощеков С.В. содержался в СИЗО-1, "данные изъяты" года - убыл в ИК-6.
Административный истец содержался в камерах N. Камеры оборудованы деревянными полами, индивидуальным спальным местом, принудительной вытяжкой вентиляцией, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, всеми необходимыми принадлежностями, вмонтированным в стену бачком с питьевой водой, унитазом, светильниками. Санитарный узел отдален от остальной части камеры кирпичной - гипсокартонной перегородкой обложенной кафельной плиткой с дверью, от места приема пищи 2 м. Ежедневные прогулки составляют не менее одного часа. Минимальный размер прогулочного двора 12 кв. м, в нем установлена скамейка. В помещениях камер проводятся дезинфекционные мероприятия с профилактической целью. В летний период ежедневно с 06.00 часов до 22.00 часов в порядке очередности производится открытие форточек камерных дверей, остекленные рамы снимаются.
Документы о размещении административного истца в конкретном отряде, по обеспечению вещевым довольствием и постельными принадлежностями Краснощекова С.В. уничтожены за истечением срока хранения.
При этом за период содержания в учреждении ИК-6 (с "данные изъяты" года) от административного истца жалоб, заявлений по условиям содержания не поступало.
В период отбывания наказания в ИК-2 Краснощеков С.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом, необходимыми спальными и столовыми принадлежностями, норматив наполнения помещений отрядов не превышен, норма площади на одного человека соблюдалась, при этом жалоб и заявлений от административного истца не поступало. Лимит наполняемости камер, отрядов, в которых содержался административный истец, не превышался.
Нормы СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" в местах отбывания наказания соблюдались. В помещениях СИЗО-1, ИК-2, ИК-6, в которых содержался административный истец, регулярно проводились дезинсекция и дератизация.
В период содержания в СИЗО-1, ИК-2, ИК-6 от административного истца жалобы и заявления по условиям содержания в камерах учреждения не поступали. Сведения о том, что административный истец обращался за медицинской помощью, и ему в этом отказано, материалы дела не содержат и суду не представлены. Доказательств ухудшения состояния его здоровья в указанные периоды времени материалы дела не содержат.
Неудовлетворительное состояние материально-бытового обеспечения административного истца в период его содержания в ИК-2, ИК-6 не установлено.
В период с "данные изъяты" год проверки законности деятельности СИЗО-1, ИК-2, ИК-6 органами прокуратуры проводились регулярно. При этом во всех случаях выявления нарушений требований законодательства прокуратурой принимались меры реагирования. При этом нарушения, нашедшие отражения в представлениях прокурора, не свидетельствуют о допущенных нарушениях прав административного истца Краснощекова С.В. на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки в период его содержания в данных учреждениях.
Согласно статье 23 Закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 данного Закона.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию (статья 15 Закона N 103-ФЗ).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств (пункт 20). Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья (пункт 21).
Организация питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Российской Федерации и пограничных органах ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время", приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время", приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", инструкции "По организации питания осужденных, содержащихся исправительных-трудовых учреждениях, и лиц находящихся в следственных изоляторах, лечебно-воспитательных и воспитательно-трудовых профилакториях" от 6 ноября 1988 года, а также на основании приказа за подписью начальника учреждения о постановке спецконтингента на довольствие по нормам питания, еженедельных меню-раскладок и журнала замен.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (часть 1 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения (статья 28 Закона N 103-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения, действия административных ответчиков соответствуют требованиям норм закона, нарушений прав Краснощекова С.В. не установлено. Кроме того, суды указали на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с административным иском, поскольку освободился из мест лишения свободы "данные изъяты" 2018 года, а обратился с иском в суд лишь 8 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснощекова С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.