Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цурюмова А.Е. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, по кассационной жалобе Цурюмова Алексея Егоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснение представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия Антипова А.Н, судебная коллегия
установила:
Цурюмов А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия в котором просил признать решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты от 23.04.2021г. незаконным, возложить на Управление Росгвардии по Республики Калмыкия обязанность восстановить Цурюмова А.Е. на учете в очереди на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента снятия с учета, то есть с 27.04.2021г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2021 года исковые требования Цурюмова А.Е. удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия от 23.04.2021г, утвержденное распоряжением Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия от 27.04.2021г. N 461/24-954, в части снятия с учета Цурюмова А.Е. с составом семьи 2 человека на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. На ответчика возложена обязанность восстановить Цурюмова А.Е. на учет на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека с даты постановки на учет, то есть с 12.11.2012г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года решение районного суда отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Цурюмов А.Е. просит отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что выводы апелляционной инстанции не соответствуют фактам, которые посредством допроса свидетелей, исследования письменных доказательств достоверно установлены судом первой инстанции. Настаивает, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты по двум основаниям: по пункту 1 и пункту 7 Федерального закона РФ N247-ФЗ от 19.07.2011г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и эти основания достоверно установлены судом первой инстанции.
истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия Антипова А.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы и полагавшего решение суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм права были допущены при рассмотрении данного дела.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 14.05.2001г. по 01.10.2016г. Цурюмов А.Е. проходил службу в органах внутренних дел, с 01.10.2016г. по настоящее время проходит службу в Управлении Росгвардии по Республике Калмыкия в должности инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы (по Яшкульскому, Юстинскому, Черноземельскому и Лаганскому районам).
Стаж службы (выслуга лет) для расчета размера единовременной социальной выплаты составляет 21 год.
С 12.11.2012 г. Цурюмов А.Е. с семьей состоял на учете с составом семьи из 2-х человек (он, супруга ФИО19 (до вступления в брак ФИО20 на получение единовременной социальной выплаты в МВД по Республике Калмыкия (распоряжение МВД по Республике Калмыкия N 437-р от 12.11.2012г.).
В связи с переводом Цурюмова А.Е. для дальнейшего прохождения службы в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) решением жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по Республике Калмыкия протокол от 04.04.2018 года N 5, утвержденный распоряжением Отдела Росгвардии по Республике Калмыкия от 05.04.2018 года N 16-р, Цурюмов А.Е. состоял на учете Управления Росгвардии по Республике Калмыкия на получение единовременной социальной выплаты со времени постановки на учет в МВД Республики Калмыкии.
Согласно материалам учетного дела Цурюмов А.Е. зарегистрирован и проживает с супругой в жилом помещении, площадью 76, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО7 (матери супруги истца).
Место жительства Цурюмова А.Е. и его супруга Цурюмовой Ц.И. с момента постановки на учет и до настоящего времени не менялось.
Факт отсутствия зарегистрированных прав собственности за указанными лицами подтверждается многочисленными справками БТИ и Росреестра - как по состоянию на дату принятия на учел в 2012 г, так и по состоянию на дату обращения с иском в суд.
03.11.2017 г. между ФИО7 и ФИО8 (дочерью от первого брака супруги истца) заключен договор купли - продажи жилого помещения. При этом, за Цурюмовым А.Е. и ФИО18 сохранено право пользования данным жилым помещением.
В настоящее время указанное жилое помещение принадлежит на праве обшей долевой собственности по 1/3 доли ФИО8, приходящейся прежнему собственнику ФИО7 внучкой, и двум ее (ФИО8) несовершеннолетним детям ФИО10 и ФИО11 На регистрационном учете состоят 7 человек: ФИО7, ФИО8, ФИО5, Цурюмова А.Е, ФИО9, ФИО10 и ФИО11
Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Республике Калмыкия от 19.02.2021г. N 1, утвержденным распоряжением от 19.02.2021г. N 461/24-45-вн, предложено ходатайствовать о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании распоряжения Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.04.2021г. N 400/24-6276 о пересмотре на заседании жилищной комиссии ранее принятого решения в отношении Цурюмова А.Е, состоящего на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Управлением Росгвардии по Республике Калмыкия проведена проверка.
В ходе проверки комиссией установлено, что на момент постановки Цурюмова А.Е. на учет он с супругой проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 76, 3 кв.м, на регистрационном учете состояли 3 человека: Цурюмов А.Е. с супругой, Кадырова Л.И. (собственник, теща сотрудника), в связи с чем, обеспеченность общей площадью составила 25, 4 кв.м, на каждого, что является превышением условия обеспеченности (менее 15 кв.м.).
Принимая указанное решение, комиссия исходила из того, что при принятии истца с членом семьи (супругой) на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не выяснены обстоятельства вселения сотрудника в жилое помещение, принадлежащее его теще ФИО22, поскольку в учетном деле отсутствуют договоры найма жилого помещения либо безвозмездного пользования жилым помещением. При проведении поверки членами комиссии также принято во внимание обстоятельство того, что супруга истца ФИО23. имела равное с собственником право пользования жилым помещением на том основании, что жилое помещение было приобретено собственником в 1993 году в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Распоряжением Управления Росгвардии по Республике Калмыкия от 27.04.2021г. N 461/24-954 утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты от 23.04.2021г, согласно которому Цурюмов А.Е. с составом семьи из двух человек (супруга Цурюмова Ц.И.) лишен права состоять на учете по получению единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установив, что собственник жилого помещения ФИО7 (на момент постановки истца на учет) не являлась членом семьи истца (и не является по настоящее время) лицом, указанным в статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации, истец на иждивении у последней не состоял и не состоит, в жилом помещении проживали с 2002 г. две семьи: истец со своей супругой в смежной неизолированной комнате, дочь супруги от первого брака в изолированной комнате и ФИО7 в изолированной комнате, учитывая, что на момент снятия истца с учета на указанной жилой площади, также стояли на учете ФИО8 со своим супругом ФИО9 и их несовершеннолетние дети, признал противоречащим закону вывод ответчика о наличии оснований для снятия истца и его супруги с учета для получения единовременной социальной выплаты и отсутствии у Цурюмова А.Е. права на получение данной выплаты, так как вопрос о нуждаемости Цурюмова A.Е. в единовременной социальной выплате должен решаться с учетом положений пункта 7 части 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а потому является незаконным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции и установив, что предоставление собственником жилого помещения истцу в пользование до получения им собственного жилого помещения не свидетельствует о временном характере такого предоставления, а сохранение за Цурюмовым А.Е. и его супругой Цурюмовой Ц.И. права пользования жилым помещением после продажи жилого дома в 2017 году подтверждает факт того, что истец был вселен в жилое помещение ФИО7 в качестве члена семьи, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Аналогичная норма содержится в пункте 12 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (наименование нормативного правового акта в редакции постановления от 28 марта 2017 года N 342).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что собственник жилого помещения ФИО7 (на момент постановки на учет) не являлась членом семьи истца (и не является по настоящее время), истец на иждивении у последней не состоял, в жилом помещении по адресу: "адрес", и. "адрес" "адрес". проживали с 2002 г. две семьи: истец со своей супругой в смежной неизолированной комнате, дочь супруги от первого брака в изолированной комнате и ФИО7 в изолированной комнате, на момент снятия истца с учета на указанной жилой площади были также зарегистрированы проживающие в жилом доме ФИО12 со своим супругом ФИО9 и их двое несовершеннолетних детей, учитывая, что в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которому, если сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемою жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке, такому сотруднику предоставляется единовременная выплата, признал противоречащим закону вывод ответчика о наличии оснований для снятия истца и его супруги с учета для получения единовременной социальной выплаты и отсутствии у Цурюмова А.Е. права на получение данной выплаты.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований Цурюмова А.Е, суд апелляционной инстанции вышеназванные положения закона не принял во внимание, как и то, что при постановке Цурюмова А.Е. на учет на 03.09.2012 года в состав его семьи входила только супруга, что подтверждается справкой из его учетного дела. Иные лица в состав семьи истца не входили и не входят в настоящее время.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции о том, что у Цурюмова А.Е, отсутствовало право, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, не основанными на законе.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2021 года.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.