Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Каминской Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Кутернега Бориса Алексеевича на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 февраля 2022 года по делу по исковому заявлению ФИО1 к ПАО "ТНС энерго Кубань" о признании незаконным отказа в отнесении к категории тарифной группы "население".
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с требованиями, уточненными в порядке т. 39 ГПК РФ, к ПАО "ТНС энерго Кубань" о признании незаконным отказа в отнесении к категории тарифной группы "население" и приравненным к ней категориям потребителей, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам), и обязании устранить допущенные нарушения путем отнесения потребителя к категории тарифной группы "население" и приравненным к ней категориям потребителей, как использующего электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления электроэнергии, расходуемой на объекты электроэнергетики, расположенные на принадлежащем на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 23:27:0101000:10240, площадь 600 кв.м, по адресу: "адрес" Ачуево - Славянск-на- Кубани, участок 56; поручении комиссии в составе главы Ачуевского сельского поселения, главного архитектора МО Славянский район, энергетика управления ЖКХ МО Славянский район, и с участием сторон по делу, произвести осмотр земельного участка на предмет выяснения цели использования потребляемой потребителем электрической энергии.
Требования мотивированы тем, что 15.02.2017 между ним (истцом) и ОАО "Кубаньэнергосбыт" в (в настоящее время ПАО "ТНС энерго Кубань") заключен договор энергоснабжения объекта электроэнергетики, расположенного на вышеуказанном земельном участке, отнесенного к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, с разрешенным видом использования "под сооружение рыбного пруда". Вопреки указанной в договоре цели потребления электроэнергии - на коммунально-бытовые нужды, ответчиком отказано в отнесении к категории тарифной группы "население" и изменении тарифного оплаты поставляемого ресурса. Принимая во внимание, что он (истец) не является индивидуальным предпринимателем, а площадь земельного участка не позволяет осуществлять на нем коммерческую деятельность, связанную с разведением рыбной продукции, то начисление электроэнергии должно осуществляться по тарифу "население".
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2021 года в удовлетворении требований ФИО1 - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 февраля 2022 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных решений.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явился.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Суд первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам ст. 56, 67 ГПК РФ, во взаимосвязи положениями земельного законодательства Российской Федерации, Положениями Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что истец не может быть отнесен к тарифной группе "население", поскольку потребление электроэнергии объектом недвижимости с учетом разрешенного вида используемого земельного участка не может быть признано коммунально-бытовым и тариф "население" в данном случае не применим.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что доводы жалобы являются несостоятельными, с приведением мотивов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним земельный участок с кадастровым номером 23 637:0101000:10240, принадлежащий истцу на праве собственности, отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, с разрешенным видом использования "под сооружение рыбного пруда".
15 февраля 2017 года между истцом и ОАО "Кубаньэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения вышеуказанного земельного участка.
05.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о взимании платы за электроэнергию по тарифу для потребителей, приравненных к населению, так как фактически электроэнергия используется им на коммунально-бытовые нужды.
Письмом от 11.12.2019 ПАО "ТНС энерго Кубань" отказало в просьбе истца, сославшись на то, что необходимо представить документы, подтверждающие потребление электроэнергии в коммунально-бытовых нуждах: выписку из ЕГРН с указанием назначения используемого помещения в качестве "жилое".
Однако в нарушение положений т. 56 ГПК РФ таких доказательств истцом как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, так и апелляционной инстанции, не представлено, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Так, в соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, "потребителем" является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Следовательно, потребителями коммунальных услуг являются лица, проживающие в жилом помещении.
Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что только жилое помещение может быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20э/2 определены тарифные группы потребителей электроэнергии.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Таким образом, основным критерием для отнесения граждан к тарифной группе "население" является цель приобретения и использование электрической энергии. При этом удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.
В соответствии с пунктом 69 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) только граждане-потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов приобретают электрическую энергию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Прочие категории граждан приобретают электрическую энергию в соответствии с Основными положениями.
Соответственно, урегулирование правоотношений по приобретению электрической энергии с гражданами-потребителями коммунальной услуги - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и прочими гражданами-потребителями осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами.
Основания для применения в правоотношениях с заявителями норм Основных положений подтверждается фактическими обстоятельствами и документами.
Главой 16 Земельного кодекса земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, являются землями промышленности и иного специального назначения, и в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В данном случае, земли промышленности и иного специального назначения, в силу положений ст. 88 ЗК РФ, используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов.
Следовательно, назначение принадлежащего заявителю земельного участка и объектов, подлежащих размещению на нем, не предполагает постоянного проживания граждан и не предусматривает потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды, в связи с чем основания для применения тарифов, установленных для категории "население" и приравненных к ней лиц, отсутствуют, вне зависимости от того является ли потребитель юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 67 Основ ценообразования N 1178 перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1.
Приложением N 1 к Основам ценообразования N 1178 установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В данный перечень вошли:
Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
В соответствии с пунктом 71(1) Основ ценообразования N 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей:
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;
наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;
юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
Соответственно, учитывая исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению, заключение Договора энергоснабжения на условиях, предусмотренных для второй группы потребителей, указанных в пункте 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 6 августа 2004 N 20- э/2, то есть по регулируемым тарифам, повлечет за собой нарушение действующего законодательства.
Кроме того, достаточных доказательств того, что мобильное жилое здание контейнерного типа приобретено и используется кассатором жалобы для личных и бытовых нужд, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Назначение здания не указывает на возможность его использования для постоянного проживания, и оно не является объектом недвижимого имущества. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об изменении категории земельного участка, вида разрешенного использования, целей использования земельного участка также не представлено.
Таким образом, принимая обжалуемые решения, суды первой и апелляционной инстанции, обоснованно указали, что достаточных и достоверных доказательств того, что истец использует электроэнергию на коммунально-бытовые нужды не представлено, при этом вид ценовой категории и установленный договором порядок оплаты поставленной электроэнергии соответствует требованиям закона и конкретным обстоятельствам дела (ценовой категории истца).
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые кассатор ссылается в кассационной жалобе.
Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции кассатора, правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, утверждение подателя кассационной жалобы о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оставлены судом апелляционной инстанции без внимания, судебная коллегия кассационного суда признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не утановлен, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 февраля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
Е.Е.Каминская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.