Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области", поданную 14 марта 2022 г, на решение Братского городского суда Иркутской области от 7 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 сентября 2021 г.
по административному делу N 2а-698/2021 по административному исковому заявлению Гарина Руслана Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области о признании незаконными действий ответчика, выраженных в применении 13 октября 2020 г. меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок 15 суток, и отмене данного постановления.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Гарина Р.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гарин Р.А. обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области о признании незаконными действий ответчика, выраженных в применении к нему 13 октября 2020 г. меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок "данные изъяты" суток, отмене данного постановления.
В обоснование требований указывает на отсутствие события дисциплинарного нарушения, нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, неправомочности дисциплинарной комиссии, ввиду утверждения ее состава неуполномоченным лицом.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 7 апреля 2021 г. признаны незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области по вынесению 13 октября 2020 г. постановления о водворении осужденного Гарина Руслана Александровича в штрафной изолятор сроком на "данные изъяты" суток, которое отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 сентября 2021 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 7 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что осужденный Гарин Р.А. с 30 сентября 2020 г, на основании наряда ФСИН России от 12 февраля 2020 г. N содержался ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области.
15 октября 2020 г. Гарин Р.А. убыл в ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области для дальнейшего отбывания наказания.
Постановлением вр.и.о. начальника ФКУ ИК-7 Молчанова Д.В. от 13 октября 2020 г. осужденный Гарин Р.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно причинение умышленного вреда своему здоровью, что является нарушением главы 3 пункта 17 подпункта 23 ПВР ИУ, был водворен в штрафной изолятор на срок "данные изъяты" суток.
Приказом вр.и.о. начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области Молчанова Д.В. от 16 сентября 2020 г. N утверждена комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с применением мер взысканий к осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области, контроль за исполнением обязанностей возложен на заместителя начальника колонии, подполковника внутренней службы Яльцова М.А.
Согласно протоколу заседания дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области от 13 октября 2020 г. N осужденный Гарин Р.А, находящийся на участке ПФРСИ, допустил нарушение порядка отбывания наказания, а именно причинил умышленный вред своему здоровью и ходатайствовал о наложении дисциплинарного взыскания в виде выдворения в ШИЗО сроком на "данные изъяты" суток. Комиссией принято решение привлечь осужденного Гарина Р.А. к дисциплинарному наказанию в виде водворения в ШИЗО сроком на "данные изъяты" суток.
Из рапорта дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности майора внутренней службы Салова А.А. от 4 октября 2020 г. следует, что 4 октября 2020 г. в 08 час. 50 мин. во время приема-сдачи дежурства на участке ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) у осужденного Гарина Р.А. при открывании дверей были выявлены телесные повреждения в виде нацарапанной на лбу надписи " "данные изъяты"". При дальнейшем телесном осмотре также выявлены телесные повреждения в виде нацарапанных на левом предплечье и животе надписи " "данные изъяты"". Со слов самого осужденного данные царапины он нанес себе колпачком от шариковой ручки. Тем самым, осужденным Гариным Р.А. была нарушена глава 3 пункта 17 подпункта 23 (причинение умышленного вреда своему здоровью) Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295.
Согласно акту от 13 октября 2020 г, подписанному сотрудниками ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области, осужденный Гарин Р.А. категорически отказался от дачи объяснений по факту получения телесных повреждений.
Из медицинского заключения врача филиала МЧ N 7 ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России от 13 октября 2020 г. осужденный Гарин Р.А. на момент осмотра по состоянию здоровья может содержаться в ШИЗО.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, указав, что 16 сентября 2020 г. в должностные обязанности Молчанова Д.В. не входило утверждение состава дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области, при обнаружении у осужденного Гарина Р.А. 4 октября 2020 г. телесных повреждений в виде нацарапанной на лбу и теле надписи " "данные изъяты"" административным ответчиком ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области не предприняты меры по информированию медицинского работника по данному факту и составлению соответствующего документа, из которого усматривается причины и степень нанесенных телесных повреждений, а также происхождение данных телесных повреждений, сведения о получении осужденным Гариным Р.А. телесных повреждений 4 октября 2020 г. в книге регистрации сообщений о преступлениях не зарегистрировано и проверка по данному факту руководством ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области не проводилась. Документального подтверждения уполномоченного на то сотрудника медицинского учреждения о получении Гариным Р.А. 4 октября 2020 г. телесных повреждений в виде надписи " "данные изъяты"", т.е. нанесение умышленного вреда своему здоровью, в материалах административного дела не имеется.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, при этом указав, что из представленных представителем административных ответчиков доказательств, в том числе в суд апелляционной инстанции - заключения по факту совершения акта членовредительства, акт медицинского освидетельствования на телесные повреждения, невозможно с достоверностью установить факт наличия у Гарина Р.А. телесных повреждений и отнести их к нарушению анатомической целостности тканей человека в результате воздействия физических факторов внешней среды, то есть квалифицировать как вред здоровью. Административным ответчиком в обоснование возражений на исковое заявление не представлена видеозапись нарушения и или иные доказательства, позволяющие в совокупности установить факт наличия у административного истца 4 октября 2020 г. телесных повреждений, которые ему вменены, как нарушение установленного порядка отбывания наказания. Ошибочные выводы суда о не регистрации сообщения о преступлении по факту выявленных у Гарина Р.А. телесных повреждений в книге регистрации сообщений о преступлениях, а так же об отсутствии у Молчанова Д.В. 16 сентября 2020 г. полномочий по утверждению состава дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области, вопреки приказу N от 15 августа 2020 г. УФСИН России по Владимирской области, не повлекли принятие неправильного решения суда.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом "в" частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы, отнесено водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток. Право применения данной меры взыскания статья 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предоставляет начальникам исправительных учреждений или лицам, их замещающим.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
Из пункта 17 указанных Правил следует, что осужденным запрещено причинять умышленный вред своему здоровью.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого взыскания и подтверждающие, что Гарин Р.А. причинил себе вред здоровью.
Вместе с тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, исправительным учреждением не представлены доказательства причинения Гариным Р.А. вреда своему здоровью.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что административным ответчиком не доказан факт вменяемого Гарину Р.А. нарушения установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем нельзя признать законными действия должностных лиц по вынесению постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде объявления водворения в штрафной изолятор, являются правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судами установлены полно и правильно в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, выводы суда постановлены на основе оценки доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о правомочности дисциплинарной комиссии, а также доказанности факта совершения дисциплинарного проступка, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование апелляционной жалобы, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 7 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.