Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ярославцевой Светланы Васильевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО8 поданную 12 апреля 2022 г, на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г, по административному делу N 2а-2183/2021 по административному исковому заявлению Ярославцевой Светланы Васильевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО7, о признании незаконными действий Комитета по образованию города Барнаула, Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Лицей "Сигма" (далее - МБОУ "Лицей "Сигма"), возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Ярославцева С.В, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий по отказу в зачислении ее дочери ФИО2 в первый класс в МБОУ "Лицей "Сигма", возложении обязанности на МБОУ "Лицей "Сигма" зачислить в число учащихся первого класса ФИО2
В обоснование требований указано, что Ярославцева С.В. имеет статус матери-одиночки, проживает с ребенком в непосредственной близости от МБОУ "Лицей "Сигма". 27 мая 2021 г. Ярославцевой С.В. подано заявление о зачислении дочери в указанное образовательное учреждение, однако получен отказ без каких - либо объяснений. Полагает, что отказ в зачислении связан с тем, что ребенок не посещал платные курсы в школе. Вместе с тем, срок подачи заявления о зачислении ребенка, проживающего на закрепленной за школой территории, заканчивался 30 июня. Ярославцева С.В. обратилась с жалобой в Комитет по образованию г. Барнаула, в ответе которого указано на отсутствие мест для зачисления ребенка в первый класс на дату обращения в школу, рекомендовано обратиться в образовательные учреждения, находящиеся на удаленном от места жительства ребенка расстоянии.
Настаивает, что указанные действия административных ответчиков нарушают право несовершеннолетней ФИО2 на получение доступного образования в учебном заведении по месту жительства ребенка. Также указано на нарушение Комитетом по образованию санитарных правил, определяющих расстояние от образовательного учреждения до места жительства учеников.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Ярославцева С.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии, просит направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, уклонился от всестороннего и полного изучения материалов дела, имеющих значение для правильного разрешения, не запросил и не исследовал первичные документы, которые комиссия лицея использовала при распределении очередности детей на учебный 2021/2022 год. Полагает, при распределении очередности МБОУ "Лицей Сигма" были допущены нарушения при распределении очередности детей на 2021/2022 год, выразившихся в зачислении детей, не проживающих на закрепленной территории и не имеющих преимущественного права, но прошедшие в МБОУ "Лицей Сигма" платные подготовительные курсы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым апелляционным определением решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на образование и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Аналогичное положение закреплено в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Порядок).
Согласно пункту 11 Порядка прием на обучение в общеобразовательную организацию проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Пунктом 10 Порядка установлены категории детей, имеющих право на зачисление в государственные и муниципальные общеобразовательные организации в первоочередном порядке.
В соответствии с пунктом 15 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что прием заявлений о приеме на I обучение в первый класс для детей, имеющих право первоочередного и преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс.
Согласно Положению о комитете по образованию города Барнаула, утвержденному Решением Барнаульской городской Думы от 31 августа 2012 г. N 815 Комитет по образованию города Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования (пункт 1.1.).
Согласно Уставу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Лицей Сигма" является образовательным учреждением, созданным для осуществления деятельности по реализации основных образовательных программ различного вида, уровня и (или) направленности и дополнительных образовательных программ.
Приказом комитета по образованию г. Барнаула от 9 марта 2021 г. N 338-осн утвержден Перечень территорий, закрепленных за муниципальными бюджетными общеобразовательными организациями города Барнаула на 2021/2022 учебный год, согласно которому "адрес" (место жительства ФИО2) закреплен за МБОУ "Лицей "Сигма".
Правила приема на обучение в МБОУ "Лицей "Сигма" утверждены 25 марта 2021 г.
На учебный 2021-2022 г.г. с учетом требований санитарных правил и площади учебных кабинетов МБОУ "Лицей "Сигма" осуществляло набор в четыре первых класса численностью по 30 детей (всего 120 детей). Прием заявлений о зачислении детей в первые классы начат 1 апреля 2021 г.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, 27 мая 2021 г. в 19.39 час. Ярославцева С.В. обратилась с заявлением о зачислении несовершеннолетней дочери ФИО2 в первый класс. 17 июня 2021 г. заявителем представлены необходимые документы: свидетельство о рождении ребенка и справка о прописке, копия СНИЛС.
По состоянию на 27 мая 2021 г. в МБОУ "Лицей "Сигма" было подано 142 заявления о зачислении детей в первый класс, т.е. количество заявлений превысило количество мест в первых классах образовательного учреждения. Из общего количества заявлений 123 было подано родителями, чьи дети проживали на территории, закрепленной за данным образовательным учреждением. Указанные обстоятельства подтверждены журналом регистрации заявлений о приеме учащихся.
Приказом директора МБОУ "Лицей "Сигма" от 1 июля 2021 г. N утвержден список зачисленных в первые классы детей, из которых 7 - в первоочередном порядке, 55 - имеющих преимущественное право, а также 58 детей, проживающих на закрепленной территории.
30 июля 2021 г. Ярославцева С.В. уведомлена об отказе в зачислении в МБОУ "Лицей "Сигма".
На обращение Ярославцевой С.В. письмом Комитета образования г. Барнаула от 3 августа 2021 г. дан ответ, согласно которому по результатам проверки по заявлению о необоснованном отказе в зачислении ребенка в школу, нарушения не установлены. Указано, что по состоянию на 28 июля 2021 г. свободные места для зачисления имеются в МБОУ "Гимназия N 85", МБОУ "СОШ N 106", МБОУ "СОШ N 75".
На момент рассмотрения спора судом ФИО2 зачислена и обучается в МБОУ "Гимназия N 85".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что действия Комитета по образованию г. Барнаула по рассмотрению обращения Ярославцевой С.В. соответствуют требованиям законодательства, прием обучающихся в образовательную организацию является исключительной компетенцией образовательной организации, которая вправе отказать в приеме обучающегося по причине отсутствия в ней свободных мест, не установив нарушение административными ответчиками прав несовершеннолетней ФИО2 в связи с отказом в зачислении в МБОУ "Лицей "Сигма", исходя из представленных доказательств, пришел к выводу, что на момент обращения Ярославцевой С.В. о зачислении ребенка в МБОУ "Лицей "Сигма" свободные места в первых классах общеобразовательного учреждения отсутствовали, в связи с чем решение об отказе в зачислении ФИО2 является обоснованным.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, о том, что с учетом санитарных правил, наличия большого количества заявлений о зачислении детей, имеющих право на первоочередное и преимущественное зачисление в образовательное учреждение, отсутствие на момент обращения Ярославцевой С.В. с заявлением свободных мест в образовательном учреждении, действия ответчиков являются законными. Реализация административным истцом конституционных прав на получение дочерью начального образования не должна нарушать прав других детей, ранее зачисленных на обучение, либо имеющих право на первоочередное зачисление. Превышение количества обучающихся более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, установленных санитарными правилами.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлены обстоятельства, связанные с организацией обучения в МБОУ "Лицей "Сигма", а также соблюдением порядка приема заявлений и зачисления в образовательное учреждение. Исследованы справки и информация о детях, имеющих первоочередное и преимущественное право на зачисление в образовательное учреждение: копии заявлений о зачислении, справки с места работы родителей, подтверждающие право на первоочередное/внеочередное зачисление ребенка в образовательные организации, копии домовых книг, свидетельства о регистрации по месту пребывания, справки обучающихся в МБОУ "Лицей "Сигма", подтверждающие право преимущественного приема в образовательную организацию. Судебной коллегией также принято во внимание, что количество будущих первоклассников, проживающих на закрепленной за МБОУ "Лицей "Сигма" территории составляет 145, количество братьев и сестер, планирующих идти в первый класс - 10, количество первых классов, планируемых к открытию - 4, число детей в первых классах, планируемых к открытию - 120 Указано, что в целях реализации полномочий по организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам Комитетом по образованию г. Барнаула Ярославцевой С.В. в ответ на ее обращение правомерно сообщено о наличии свободных мест в других образовательных организациях г. Барнаула. Нарушения права на образование в ходе рассмотрения дела не установлено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы Ярославцевой С.В. о наличии существенных нарушениях при зачислении в МБОУ "Лицей Сигма", в том числе, связанных с обучением детей на платных курсах в образовательном учреждении, поскольку указанные доводы носят субъективный характер, нарушение судами норм права не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании заявителем положений законодательства, фактически выражают несогласие с оценкой, данной судами установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Ярославцевой С.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.