Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, поданную 21 апреля 2022 г, на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 г.
по административному делу N 3а-50/2021 по административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" о признании не действующими в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г. N 1/50 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 гг." (в редакциях приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г. N 1/22, от 27 мая 2021 г. N 1/15); приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" от 25 декабря 2020 г. N 1/23 (в редакции приказа РСТ Республики Бурятия от 21 января 2021 г. N 1/1); приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" от 27 мая 2021 г. N 1/17.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Третьяковой О.А, представляющей интересы ПАО "Россети Сибирь", заключение прокурора восьмого (апелляционно - кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ РБ, орган регулирования) от 26 декабря 2018 г. N1/50 (далее - Приказ N 1/50) определен размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири" "Бурятэнерго", оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на период 2019-2023 гг. (без учета оплаты потерь). Согласно приложению к приказу необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее - НВВ) на 2021 г. была определена в размере 4825193, 42 тыс. руб.
В последующем в Приказ N 1/50 внесены изменения: приказом РСТ РБ от 28 февраля 2020 г. N1/5 НВВ для ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" на 2021 г. была скорректирована и установлена в размере 5199947, 71 тыс. руб.; приказом республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г. N 1/22, действовавшим на момент обращения истца в суд, приложение к Приказу N1/50 изложено в новой редакции, НВВ сетевой организации на 2021 г. утверждено в размере 5234088, 61 тыс. руб. Приказом РСТ РБ от 27 мая 2021 г. N 1/15, действующим на момент принятия настоящего решения, приложение к Приказу N1/50 изложено в новой редакции, НВВ сетевой организации на 2021 г. утверждено в размере 5234109, 40 тыс. руб.
Указанные приказы РСТ Республики Бурятия не опубликованы.
Приказом республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г. N 1/23 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2021 г. В пункте 1 таблицы 1 приложения N1 к приказу, устанавливающем НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия, для ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3760150, 99 (4803582, 28) тыс. руб.
Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 декабря 2020 г. и в этот же день зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов власти Республики Бурятия за N 032020692.
Приказом республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 января 2021 г. N1/1 приложение N1 к приказу от 25 декабря 2020 г. N 1/23 изложено в новой редакции, при этом ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) установлена в прежнем размере - 3760150, 969 (4803582, 28) тыс. руб.
25 января 2021 г. Приказ зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов власти Республики Бурятия за N 032021016 и 26 января 2021 г. опубликован на официальном Интернет- портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ранее - ПАО "МРСК Сибири", наименование изменено решением общего собрания 1 июня 2020 г.), филиалом которого является ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество, филиал) обратилось с административным иском в Верховный Суд Республики Бурятия, и с учетом уточненных административных исковых требований, просит признать не действующими с момента принятия вышеназванные нормативные правовые акты, ссылаясь на их несоответствие положениям статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункта11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Требования мотивирует тем, что в НВВ филиала на 2021 г. не включены плановые операционные расходы текущего периода регулирования на оплату потерь электрической энергии на 2021 г. в размере 263830, 28 тыс. руб. Сумма расходов периода 2015-2019 гг. в размере 567270, 19 тыс. руб. вместо включения в НВВ, повторно перераспределена. Также РСТ РБ неправомерно перераспределила расходы в размере 335968, 45 тыс. руб. без указания на то, к какой группе расходов относится данная сумма. Вопреки приведенным нормам, орган регулирования неправомерно отнес расходы за 2015 г. в размере 38539, 88 тыс. руб. на 2022 г, тогда как срок распределения расходов /доходов не мог превышать 5 лет, тем самым нарушены права на получение экономически обоснованной платы за услуги по передаче электрической энергии.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 г, административный иск удовлетворен, признан не действующими с момента принятия: приказ республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г..N1/50 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 гг." в редакциях приказов республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г..N1/22, от 27 мая 2021 г..N 1/15 в части, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2021 г..в размере 5 234088, 61 тыс. руб. и 5 234109, 40 тыс. руб. соответственно; приказ республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г..N1/23 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" в редакции приказа РСТ РБ от 21 января 2021 г..N1/1 в части пункта 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 760150, 99 тыс. руб. (4 803 582, 28 тыс. руб.); приказ республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 мая 2021 г..N1/17 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" в части пункта 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 760 171, 78 тыс. руб. (4 803 603, 07 тыс.
руб.). На республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия возложена обязанность: принять акт, заменяющий признанный судом не действующим в части приказ республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г..N1/50 (в редакции приказов республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г..N 1/22, от 27 мая 2021 г..N 1/15).
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы ПАО "Россети Сибирь", прокуратурой Республики Бурятия представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 27 апреля 2018 г. Общество обратилось с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2019-2023 гг. с применением метода индексации необходимой валовой выручки.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 7 мая 2018 г. N1/6 открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, проведена экспертиза предложений сетевой организации и приказом от 26 декабря 2018 г. N1/49 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; приказом от 26 декабря 2018 г. N1/50 определен размер необходимой валовой выручки электросетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 гг. На 2020 г. НВВ установлена в размере 4688638, 19 тыс. руб, на 2021 г. - в размере 4825193, 42 тыс. руб.
Приказом РСТ РБ N 1/34-1 от 26 декабря 2019 г. в приказ N 1/50 внесены изменения, размер НВВ административного истца на 2020 г. скорректирован и установлен в размере 4993739, 12 тыс. руб. В этот же день органом регулирования принят приказ N 1/35 "О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3631328, 36 (4594119, 74) тыс. руб.
Приказом РСТ РБ от 28 февраля 2020 г. N 1/5 в приказ РСТ РБ от 25 декабря 2018 г. N 1/50 вновь внесены изменения, приложение к приказу изложено в новой редакции, НВВ на 2020 г. установлена в размере 5016080, 61 тыс. руб.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г. N1/50 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 гг." (в редакции приказов республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019 г. N 1/34-1, от 28 февраля 2020 г. N 1/5, от 25 декабря 2020 г. N 1/22) в части приложения к приказу, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2020 г. в размере 5 016 080, 61 тыс. руб.; приказ республиканской службы по тарифам Республики Бурятия "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" от 26 декабря 2019 г. N1/35 (в редакции приказа РСТ РБ от 27 января 2020 г. N1/3) в части пункта 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 631 328, 36 тыс. руб. (4 594 119, 74 тыс. руб.), признаны не действующими с момента их принятия. На республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия возложена обязанность принять акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов.
28 апреля 2020 г. истец обратился с заявлением в РСТ РБ о корректировке НВВ на 2021 г. и установлении ее в размере 10515665 тыс. руб, а также об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 г, приложив расчет и обосновывающие материалы.
11 ноября 2020 года истец направил в адрес РСТ РБ скорректированную тарифную заявку на 2021 год.
Приказом РСТ РБ от 12 мая 2020 г. N1/4 открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2021 г, назначены уполномоченные по делу, о чем 15 мая 2020 г. направлено соответствующее письмо в адрес заместителя генерального директора филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" С.Ю. Козлова; проведена экспертиза предложения регулируемой организации, на заседании коллегии РСТ РБ 25 декабря 2020 г. в присутствии представителей административного истца принят приказ N1/22, которым скорректирован НВВ на 2021 г. (5234088, 61 тыс. руб.) и приказ N1/23 "О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3760150, 99 (4803582, 28) тыс. руб.
Приказом РСТ РБ от 21 января 2021 г. N1/1, принятым во исполнение приказов Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 26 ноября 2020 г. N 1162/20 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ на 2021 год", в приказ РСТ РБ от 25 декабря 2020 г. N1/23 внесены изменения в части, не касающейся оспариваемого размера НВВ административного истца.
Приказом ФАС России от 23 апреля 2021 г. N 390/21 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия" отменены с 1 июня 2021 г. единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия в связи с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1, пунктов 50 и 51 Методических указаний.
В связи с принятием указанного приказа ФАС России, на заседании коллегии РСТ РБ 27 мая 2021 г. в присутствии представителей административного истца принят приказ от 27 мая 2021 г. N 1/15, которым в приказ от 26 декабря 2018 года N 1/50 вновь внесены изменения. НВВ административного истца на 2021 г. установлена в размере 5234109, 40 тыс. руб. Приказ вступил в силу со дня его подписания.
Также регулятором на заседании коллегии в этот же день принят приказ от 27 мая 2021 г. N 1/17 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 которого, НВВ административного истца без ФСК (с ФСК) установлена в размере 3760171, 78 (48 0 3 603, 07) тыс. руб.
Регулирование тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2021 г. для ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго) осуществлялось с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. N 98-э, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18, пришел к выводу, что оспариваемые приказы РСТ РБ N 1/23 от 25 декабря 2020 г. (в редакции от 21 января 2021 года), N 1/17 от 27 мая 2021 г. официально опубликованы и зарегистрированы, приняты РСТ РБ в пределах предоставленных ему полномочий. Нарушений процедуры при их принятии не допущено.
Оценивая обоснованность доводов о наличии оснований для признания данных нормативных актов не действующими, суд установил, что правовых оснований для перераспределения планируемых затрат филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в размере 267616, 30 тыс. руб. на 2022 и 2023 гг. равными долями по 133808, 15 тыс. руб. у регулирующего органа не имелось, перераспределение неучтенных в 2019 г. расходов административного истца в размере 269787, 14 тыс. руб. на 2026 г, превышает установленный законом 5-летний период, вследствие чего установленный РСТ Республики Бурятия размер НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - Бурятэнерго на 2021 г. необоснованно занижен, вследствие чего оспариваемые приказы в части установления размера НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - Бурятэнерго подлежат признанию недействующими.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что суд первой инстанции правомерно указал, что правовых оснований для перераспределения планируемых затрат филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в размере 267616, 30 тыс. руб. на 2022 и 2023 гг. равными долями у органа регулирования не имелось.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на неприменение к возникшим правоотношениям судами положений абзаца 20 (в жалобе ошибочно указан абзац 21) пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 в части перераспределения (переноса) затрат на оплату электрической энергии в размере 267 616, 3 тыс.руб. и сумм в размере 903 259, 43 тыс. руб, поскольку тарифный орган, определив плановые показатели по НВВ на следующий период в рамках долгосрочного периода регулирования, имеет право принять решение о изменении таких плановых показателей, что в последующем подлежит оценке при определении фактических расходов.
Суд первой инстанции, оценивая правомерность перераспределения величины НВВ на оплату потерь электрической энергии на 2021 г. в размере 267 616, 3 тыс.руб, пришел к выводу о необоснованном их перераспределения на 2022 и 2023 г. При этом суд указал, что нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения не предоставляют тарифному органу право на распределение планируемых затрат на оплату потерь электрической энергии на будущие периоды. Относительно перераспределения суммы 90 259, 43 тыс.руб. судом установлено отсутствие в экспертном заключении расчета данной суммы и обоснование ее включения в целях сглаживания тарифа.
При таких данных оснований полагать, что судами при разрешении вопроса о правомерности определения размера НВВ относительно вышепоименованных расходов неправильно применены положения абзаца 20 пункта 38 Основ ценообразования не имеется, поскольку выводы судов основаны на иных положениях тарифного законодательства.
Доводы подателя жалобы о том, что тарифным органом обоснованно были учтены ставки перекрестного субсидирования приводились административным ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Приведенные выше, а также иные доводы кассационной жалобы не указывают на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на принятие судами судебных актов, они основаны на несогласии административного истца с выводами судов по фактическим обстоятельствам административного ответчика и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.