Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1348/2021 (УИД 75RS0027-01-2021-002188-09) по иску Мозгового Дмитрия Николаевича к Администрации городского поселения "Шилкинское", Администрации муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, взыскании выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Мозгового Дмитрия Николаевича на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мозговой Дмитрий Николаевич (далее по тексту - Мозговой Д.Н.) обратился в Шилкинский районный суд Забайкальского края с иском к Администрации городского поселения "Шилкинское", Администрации муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" для получения выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории МР "Шилкинский район" Забайкальского края в 2021 г, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края в 2021 г, обязании Администрации городского поселения "Шилкинское" включить в список семей и граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г, обязании Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362.
Протокольным определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мозговая Валентина Алексеевна (далее по тексту - Мозговая В.А.).
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2022 г, исковые требования Мозгового Д.Н. оставлены без удовлетворении.
Мозговой Д.Н. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2022 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, в судебных заседаниях суды не дали возможности дать пояснения по исковым требованиям, судебные заседания длились по 20 минут, судами не были рассмотрены все документы. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе и в пояснениях к кассационной жалобе.
Мозговая В.А. в пояснениях к кассационной жалобе указала, что сын до первого затопления 2018 г. жил на улице "адрес" "адрес", после наводнения дом покосило, жить там стало опасно, сын готовился к ремонту дома, приступить к которому хотел в августе 2021 г, но в июле 2021 г, после второго наводнения дом признали аварийным. Дом, расположенный на улице "адрес", принадлежит ей на праве наследования.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением Главы городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N 262 на территории городского поселения "Шилкинское" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N266, (с постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N 267, N 270, от 29 июля 2021 г. N 271, от 2 августа 2021 г. N 272, от 7 августа 2021 г. N 278), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес".
Жилой дом, расположенный по адресу: г. "адрес" принадлежит Мозговой В.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29 сентября 1993 г.
У Мозговой В.А. в собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес"
Мозговой Д.Н. является сыном Мозговой В.А, с 27 февраля 1998 г. зарегистрирован по адресу: г. "адрес", что подтверждается штампом о регистрации в паспорте.
Согласно акту от 17 сентября 2021 г. N 28 визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, составленного ООО "Омега", дом "адрес" является аварийным, не эксплуатируется собственником (жильцами) на протяжении более 17 лет.
Распоряжением Главы городского поселения "Шилкинское" от 1 ноября 2021 г. N 208 Мозговой В.А. с составом семьи Мозговым Д.Н. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г, по городскому поселению "Шилкинское" на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, в связи с несоответствием граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил, а именно в связи с тем, что у Мозговой В.А. на момент введения режима чрезвычайной ситуации в собственности имелось иное жилое помещение, Мозговой Д.Н. является членом семьи собственника, у которого в собственности имеется иное жилое помещение, а также в связи с отсутствием регистрации по адресу: г "адрес"
Мозговой Д.Н, указав, что с 2000 г. фактически проживает в жилом доме по адресу: "адрес" иного жилья в собственности не имеет, указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г, в результате наводнения дом, в котором он проживал, был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу; при обращении в установленном порядке с заявлением в Администрацию городского поселения "Шилкинское" о включении его в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 г. по городскому поселению "Шилкинское", ему отказано в связи с наличием у его матери Мозговой В.А. иного жилья в собственности и отсутствием у него регистрации по месту жительства по указанному адресу, переход права собственности на данный дом на свое имя он не оформил ввиду того, что дом принадлежит его матери и считается их семейной собственностью, полагает свои права на получение социальной выплаты нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями", Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что у Мозговой В.А, членом семьи которой является истец, на момент чрезвычайной ситуации имелось в собственности иное жилое помещение, истец не имел регистрации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, постоянно в нем не проживал, согласно акту от 17 сентября 2021 г. N 28 дом N "адрес" является аварийным, не эксплуатируется собственником (жильцами) на протяжении более 17 лет, пришел к выводу об отсутствии у истца правовых оснований для получения мер социальной поддержки.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и их правовым обоснованием согласился, указав, что утраченный вследствие чрезвычайной ситуации жилой дом N "адрес" не является для истца единственным и постоянным местом жительства, так как он имеет право пользования иным жилым помещением, расположенным по адресу: г. "адрес", в котором зарегистрирован в качестве члена семьи собственника. Само по себе фактическое проживание истца на момент затопления дома N "адрес", не влечет для него правовых последствий в виде включения в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г, по городскому поселению "Шилкинское" на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит Мозговой В.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29 сентября 1993 г, Мозговой В.А. на праве собственности принадлежит иное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное по адресу: г. "адрес", Мозговой Д.Н. как член семьи Мозговой В.А. в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации зарегистрирован не был, постоянно в нем не проживал, согласно акту от 17 сентября 2021 г. N 58, составленного ООО "Омега", жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" не эксплуатируется собственниками (жильцами) на протяжении более 17 лет, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Мозгового Д.Н. права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Мозгового Д.Н. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, являлись предметом правовой оценки судов, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, выражают исключительно несогласие истца с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо иных аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке, влияющих на существо принятых судебных постановлений, Мозговым Д.Н. в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мозгового Дмитрия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.