Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей Попова А.А, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0007-01-2021-005782-02 по исковому заявлению Маликова Николая Константиновича к НО "Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации г. Омска о возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Маликова Н.К. на решение Центрального районного суда г. Омска от 23 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Маликов Н.К. обратился в суд с иском к НО "Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Администрации г. Омска о возложении обязанности по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта.
В обоснование иска указано, что Маликов Н.К. является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Данный многоквартирный дом возводился двумя очередями: первая очередь дома была введена в эксплуатацию 18 марта 2016 г, вторая очередь дома, в которой расположена квартира истца, была введена в эксплуатацию 12 декабря 2018 г. Однако, несмотря на то, что вторая очередь многоквартирного дома была возведена позднее, многоквартирный дом как единый объект был включен в Региональную программу капитального ремонта уже 28 декабря 2016 г, соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирного дома возникла 31 декабря 2018 г. С указанного периода истцу выставляются платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт, что возлагает на него обязанность по оплате капитального ремонта ранее установленного законом срока и совершенно иного многоквартирного дома, нежели того, в котором расположена его квартира.
С учетом уточнений исковых требований просил обязать Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов и Министерство энергетики и жилищно- коммунального комплекса Омской области совершить действия, направленные на внесение изменений в региональную программу капитального ремонта в части разделения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская "адрес", на два объекта с кадастровым номером N и N и актуализации сведений о дате ввода многоквартирного дома с кадастровым номером N в эксплуатацию; обязать Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов прекратить начислять Маликову Н.K. плату за услуги "капитальный ремонт" и аннулировать данные сведения; обязать Администрацию города Омска разместить на сайте www.reformagkh.ru в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о многоквартирном доме по адресу: "адрес" для ее актуализации на сайтах ГИС ЖКХ; взыскать с Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов и Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в пользу Маликова Н.K. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.; взыскать с Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов и Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в пользу Маликова Н.K. расходы па оказание юридических услуг в размере 30 000 руб.; взыскать с ответчиков расходы на распечатку и отправку документов в размере 914, 6 руб. (распечатка копий 183 руб, направление иска ответчикам и в суд 364, 2 руб. и 125, 6 руб, направление ходатайства 241, 8 руб.).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 23 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Маликовым Н.К. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Считает, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства дела и сделаны неверные выводы, неверно истолкован и применен закон. Указывает, что включение второго жилого строения, введённого в эксплуатацию 12 декабря 2018 г, в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов согласно Постановлению Правительства Омской области от 28 декабря 2016 г. N 410-п задним числом незаконно. Включение многоквартирного дома в Региональную программу капитального ремонта без учета факта его возведения двумя очередями нарушает права истца и возлагает на него обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт за период, когда второй этап многоквартирного дома, в котором расположена его квартира, находился еще на стадии строительства. Ссылается на то, что действия ответчиков лишили его нрава не оплачивать взносы на капитальный ремонт в течение двух лет с момента возведения жилого дома.
На кассационную жалобу представителем Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов направлены возражения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маликов Н.К. является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Право собственности истца на данное жилое помещение возникло на основании договора о долевом участии в строительстве N 4/120 от 14 октября 2016 г, заключенного между ОАО "Омскнефтепроводстрой" и Маликовым И.К, и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 19 августа 2019 г.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска выдано ОАО "Омскнефтепроводстрой" разрешение N от 15 ноября 2013 г. сроком до 31 декабря 2015 г. на строительство объекта капитального строительства "9-ти этажный жилой дом. 1 этап" по адресу: "адрес", разрешение N от 13 ноября 2015 г. сроком до 31 декабря 2018 г. на строительство объекта капитального строительства "9-ти этажный жилой дом по "адрес" в "адрес". 2 этап строительства. Жилой дом в осях А-Г; 1-2".
На основании акта N 1 приемки законченного строительством объекта от 28 декабря 2015 г. ОАО "Омскнефтепроводстрой" сдан объект 9-ти этажный жилой дом по проспекту Королева в САО г. Омска. 1 этап строительства", расположенный по адресу: "адрес" в квартале застройки "адрес".
Заключением N "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов", утвержденным распоряжением Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 14 марта 2016 г. N 54-од, объект капитального строительства 9-ти этажный жилой дом. 1 этап" количество этажей - 10; количество квартир - 117; общий строительный объем - 47647 м3; в том числе подземной части - 3646 м3; площадь здания - 9237, 3 м2; общая площадь квартир - 7616, 0 м2; в том числе жилая 3 977, 3 м2, подсобная - 3638, 7 м2; площадь лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых с коэффициентом - 369, 9 м2; площадь мест общего пользования - 1621, 3 м2, расположенный по адресу: "адрес" в "адрес", почтовый адрес: "адрес" "адрес" "адрес" соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Распоряжением департамента строительства Администрации г. Омска от 18 марта 2016 г. N 78 разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством 9-ти этажного жилого дома (1 этап), расположенного по адресу: "адрес" общей площадью здания 9237, 3 кв.м, общей площадью квартир без учета балконов, лоджий, веранд и террас 7 616 кв.м.
На основании акта N 1 приемки законченного строительством объекта от 19 ноября 2018 г. ОАО "Омскнефтепроводстрой" сдан объект 9-ти этажный жилой дом по проспекту Королева в Советском административном округе г. Омска. 2 этап строительства", Жилой дом в осях А-Г, 1-2 расположенный по адресу: "адрес" квартале застройки "адрес".
Согласно заключению N "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов", утвержденным распоряжением Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 5 декабря 2018 N 540-од, выданному ОАО "Омскнефтепроводстрой", на объект капитального строительства: "9-ти этажный жилой дом по проспекту Королева в ОАО г Омска (2 этап), жилой дом в осях А-Г/1-2" (количество этажей - 12, в т.ч. подземных - 1; общий строительный объем - 55060, 0 м3, подземная часть - 4067, 0 м3; количество квартир - 140 шт.; общая площадь - 9467, 0 м2, в том числе: жилая - 4839, 4 м2, подсобная - 4627, 6 м2, лоджии, балконы - 6S4, 0 м2, площадь мест общего пользования - 1939, 9 м2; площадь здания - 13821, 8 м2, расположенный по адресу: "адрес" (почтовый адрес "адрес", соответствует требованиям проектной документации, а том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Распоряжением департамента строительства Администрации г. Омска от 12 декабря 2018 г. N 347 разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством 9-ти этажного жилого дома по проспекту Королева, в САО г. Омска. 2 этап строительства. Жилой дом в осях А-Г, 1-2", расположенный по адресу: "адрес" "адрес" общей площадью здания с учетом балконов, лоджий, веранд и террас 13 812, 8 кв.м, общей площадью квартир без учета балконов, лоджий, веранд и террас 9 467 кв.м.
На основании распоряжения администрации Советского административного округа города Омска от 27 октября 2015 г. N 615 "О присвоении адреса объекту адресации многоквартирному жилому дому, расположенному на территории Советского административного округа на земельных участках: с кадастровым номером N, расположенного в 8 метрах северо-западнее относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: "адрес"; с кадастровым номером N, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 10 метрах от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", присвоен адрес: "адрес".
По данным Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также сведений ГИС "ЖКХ" многоквартирный дом по адресу: "адрес". находится под управлением одной управляющей организации - ООО УК "Мой дом".
Из представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом, заключенного 20 ноября 2019 г. между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", и ООО "УК "Мой дом" следует, что общая площадь помещений собственников (жилых помещений) многоквартирного дома составляет 17 083 кв.м. Данная площадь соответствует суммарной площади жилых помещений первого этапа многоквартирного дома (7 616 кв.м) и второго этапа многоквартирного дома (9 467 кв.м).
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N от 22 ноября 2020 г. следует, что собственники помещений как первой, так и второй очереди многоквартирного дома, проводят общие собрания собственников помещений многоквартирного дома как члены одного сообщества, о чем свидетельствуем указание в данном протоколе на общую площадь многоквартирного дома в размере 17 083 кв.м.
На данном внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Омской области регулируются законом Омской области от 18.07.2013 N 1568-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области", нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта, принятие решения об определении регионального оператора относятся к полномочиям Правительства Омской области (статья 4).
В силу ст. 5 указанного Закона к полномочиям органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, относятся в том числе: утверждение порядка включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта в соответствии с критериями очередности, установленными статьей 14 настоящего Закона; осуществление методического обеспечения реализации настоящего Закона, в том числе принятие соответствующих методических рекомендаций, отдельных форм документов в случаях, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Омской области; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Таким органом на территории Омской области на основании Указа Губернатора Омской области от 18 апреля 2019 г. N 57 является Министерство энергетики и жилищно- коммунального комплекса Омской области.
Функции регионального оператора в Омской области возложены на некоммерческую организацию Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, действующий на основании Устава от 24 июля 2019 г. N 79. согласно которому, Фонд является специализированной некоммерческой организацией - юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 12 декабря 2012 г. N 196-рп "О создании некоммерческой организаций "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", осуществляющей деятельность, направленную па обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возложения на Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов и Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта в части разделения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" на два объекта и актуализации сведений о дате ввода многоквартирного дома с кадастровым номером N в эксплуатацию, а также для возложения на Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязанности но прекращению начислению истцу взносов на капитальный ремонт, аннулировании сведений об имеющейся у него задолженности.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 г. N 369-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области па 2014-2043 гг. В приложении N 1 к Региональной программе приведен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в которых необходимо осуществить капитальный ремонт общего имущества.
Спорный многоквартирный дом в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах был впервые включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, Постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2016 г. N 410-п.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Совокупный анализ федерального и регионального законодательства приводит к выводу о том, что Региональная программа формируется в отношении многоквартирных домов.
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, названный многоквартирный жилой дом в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до принятия Региональной программы, в связи с чем суд правомерно признал обоснованным включение этого дома в оспариваемый Перечень многоквартирных домов, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассатора о том, что поскольку II очередь этого многоквартирного дома была введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы капитального ремонта, в связи с чем дом подлежал включению в данную Региональную программу при ее актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, нельзя признать состоятельным, поскольку часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ применению в рамках возникших правоотношений не подлежит.
Как было установлено по делу почтовый адрес введенному в эксплуатацию объекту - "адрес" присвоен на основании распоряжения администрации Советского административного округа города Омска от 27 октября 2015 г. N 615. Распоряжением департамента строительства Администрации г. Омска от 12.12.2018 N 347 разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством 9-ти этажного жилого дома по "адрес". 2 этап строительства. Жилой дом в осях А-Г, 1-2", расположенный по адресу: "адрес".
Несмотря на то, что дом строился в два этапа, он представляет собой единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом. Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию не означает, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции о правомерности включения многоквартирного дома N корпус N по "адрес" Постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2016 г. N 410-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года N 369-п" в региональную программу, является правильным.
То обстоятельство, что II очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы введение второй очереди многоквартирного дома в эксплуатацию после первоначального включения многоквартирного дома в региональную программу не свидетельствует о нарушении прав истца и преждевременном начислении ему взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, так как правовое значение для включения многоквартирного дома в региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением па строительство, проектной документацией и установленными законом требованиями. При этом включение такого объекта в региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судом допущено не было.
Как усматривается из кассационной жалобы, доводы о несогласии с такими выводами суда относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 23 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маликова Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.