Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Гылкэ Д.И., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-78/2022 по апелляционной жалобе административного истца индивидуального предпринимателя Кордика Николая Дмитриевича
на решение Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2022 г, вынесенное по административному иску индивидуального предпринимателя Кордика Николая Дмитриевича о признании нормативного правового акта недействующим в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Колодезянского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 5 марта 2020 г. N 25 утверждено Положение о Порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым (далее по тексту - Положение N 25).
В пункте 1 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым" к Положению N 25 установлено, что для земельных, имеющих вид разрешенного использования - "Сельскохозяйственное использование", с кодом разрешенного использования земельных участков - 1.0, размер ставки арендной платы составляет 3%.
Пунктом 3 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым" к Положению N 25 установлено, что для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", с кодом разрешенного использования земельных участков - 1.2, размер ставки арендной платы составляет 3%.
Индивидуальный предприниматель Кордик Н.Д. обратился в суд с административным иском заявлением (впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ), в котором просил признать незаконным пункты 1, 3 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым", к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, утвержденному решением Колодезянского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 5 марта 2020 года N25.
Административные требования мотивирует тем, что в соответствии с договором аренды земельного участка N5/12-2016 от 22 декабря 2016 года, ему предоставлен во временное владение и пользование земельный участок площадью 870093 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный в "адрес", из земель, находящихся в собственности Колодезянского сельского поселения, для ведения товарного сельскохозяйственного производства. В разделе 4 указанного договора оговорены условия начисления и уплаты арендной платы, а из содержания п. 4.7 договора следует, что изменение годового размера арендной платы осуществляется при внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, регулирующие порядок определения годового размера арендной платы. Оспариваемый акт в указанных пунктах устанавливает иной расчет размера арендной платы за земельный участок, и ставку арендной платы, которую считает экономически необоснованной с позиции Постановления Правительства от 16 июля 2009 г. N 582.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года дело N А83-2955/2021 передано в Верховный Суд Республики Крым для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 29 июня 2021 года дело N А83-2955/2021 передано на рассмотрение в Красногвардейский районный суд Республики Крым.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 сентября 2021 года в удовлетворении требований административного искового заявления Кордику Н.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 8 сентября 2021 года отменено, административное дело направлено для рассмотрения в Верховный Суд Республики Крым.
Решением Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный истец индивидуальный предприниматель Кордик Н.Д. просит решение суда отменить в части определения времени, с которого нормативный акт признан недействующим. Полагает, что суд, указав, что нормативный акт признан недействующим с момента вступления в силу решения суда, фактически не восстановил нарушенное право административного истца в отношении незаконно поднятой арендной платой, поскольку в указанный период размер арендной платы остался прежним.
Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Административный истец индивидуальный предприниматель Кордик Н.Д. и представитель административного истца Макаров А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебное заседание апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Екимцов М.Н. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав выступление административного истца и его представителя, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению не находит.
Судом первой инстанции верно установлено, что административный истец индивидуальный предприниматель Кордик Н.Д, являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, является лицом, к которому применяются ставки арендой платы, установленные в пунктах 1, 3 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым", установленных в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "Сельскохозяйственное использование" или "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", с кодом разрешенного использования земельных участков - 1.0 или 1.2 соответственно, в размере 3%.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии у административного истца ИП Кордик Н.Д. права на оспаривание указанного нормативного акта, является верным.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, выясняет соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункты "б", "в" пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, изучив предоставленные по данным основаниям письменные доказательства, установил, что Порядок N25 принят полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования.
С решением суда в указанной части суд апелляционной инстанции соглашается.
Пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативно-правового акта требованиям Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 определены основные принципы, исходя из соблюдения которых определяется арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности. К ним, в том числе, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Решением Колодезянского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 5 марта 2020 г. N 25 утвержден Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в Приложении 1 к которому определены Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым".
Пункт 2.3 Порядка устанавливает, что годовой размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и рассчитывается по формуле:
АП=КС х САП%, где
АП - арендная плата за земельный участок, КС - кадастровая стоимость земельного участка;
САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.
В Приложении N1 к Порядку определены Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым". В пункте 1 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым" к Положению N 25 установлено, что для земельных, имеющих вид разрешенного использования - "Сельскохозяйственное использование", с кодом разрешенного использования земельных участков - 1.0, размер ставки арендной платы составляет 3%. Пунктом 3 Приложения N 1 "Ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных на территории Колодезянского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым" к Положению N 25 установлено, что для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", с кодом разрешенного использования земельных участков - 1.2, размер ставки арендной платы составляет 3%.
При рассмотрении судом первой инстанции административных требований установлено отсутствие каких-либо экономических обоснований установленного размера оспариваемых ставок арендной платы. Из пояснений административного ответчика следовало, что оспариваемый нормативный акт принят на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года N 821 "О порядке определения размера арендной платы, размера платы за сервитут, в том числе публичный, размера цены продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных требований о признании недействующими оспариваемого нормативного акта в части, судебная коллегия отмечает, что административными ответчиками не представлено в материалы дела доказательства соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы для земельных участков Колодезянского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым. Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, а также уровень его доходности, определение доли арендных платежей в совокупных затратах арендаторов, изучение влияния размера арендной платы на рентабельность по его эксплуатации и фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения, не проводились.
Доказательств тому, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка изменился, что позволило повысить ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, с очевидностью свидетельствует о том, что оспариваемые ставки арендной платы не основывались на основных принципах, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о дате, с которой нормативный акт в оспариваемой части признается недействующим.
Так, с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, установив, что оспариваемый нормативный акт применялся к административному истцу, в целях исключения правовой неопределённости, суд верно установилдату признания нормативного акта в оспариваемой части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кордика Н.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.