Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В.
с участием прокурора Екимцова М.Н.
при секретаре Бахтиновой В.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело N3а-77/2022 (УИД 05OS0000-01-2021-000294-70) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДагЭнерЖи" об оспаривании нормативного правового акта в части
по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДагЭнерЖи" на определение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г. о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДагЭнерЖи" (далее по тексту ООО "ДагЭнерЖи") обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части.
В обосновании доводов указано, что ООО "ДагЭнерЖи" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республике Дагестан. Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан приняты Постановление от 27 июля 2021 г. N18 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. N140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)", Постановление от 27 июля 2021 г. N19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями". При утверждении указанных постановлений не были учтены требования приказа Федеральной антимонопольной службы России от 23 июня 2021 г. Оспариваемые постановления отменены приказом ФАС России от 15 ноября 2021 г. N N. Однако на момент подачи настоящего административного иска новые тарифные решения не приняты. Административный истец как территориальная сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан, является субъектом правоотношений, регулируемых указанными постановлениями. Оспариваемые нормативно-правовые акты распространяли свое действие до конца установленного ими периода.
В исковом заявлении ООО "ДагЭнерЖи" просило признать недействительным Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N18 в части утверждения НВВ и долгосрочных параметров регулирования ООО "ДагЭнерЖи" с момента его вынесения; признать недействительным Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N19 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "ДагЭнерЖи" для взаиморасчетов между сетевыми организациями с момента его вынесения, обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан пересмотреть и установить необходимую валовую выручку, и долгосрочные параметры регулирования ООО "ДагЭнерЖи" на 2021 год, пересмотреть и установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии ООО "ДагЭнерЖи" для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год.
Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г. производство по административному исковому заявлению ООО "ДагЭнерЖи" об оспаривании нормативного правового акта в части прекращено.
В частной жалобе ООО "ДагЭнерЖи" просит определение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г. отменить. В обоснование доводов частной жалобы указано, что общество не знало и не могло знать об отмене постановлений от 27 июля 2021 г. N18, N19, принятии постановлений от 27 августа 2021 г. N24, N25. В указанной связи общество было лишено возможности оспорить постановления от 27 августа 2021 г. N24, N25. Судом было безосновательно отказано в отложении судебного заседания в целях ознакомления с указанными постановлениями, административный истец был лишен возможности уточнить заявленные требования в связи с принятием нового нормативного правового акта. Судебным актом нарушено право административного истца на судебную защиту своих законных интересов.
В возражениях Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан просит определение Верховного Суда Республики Дагестан 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции в частности на определение суда, связанным с прекращением производства по делу, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления с частной жалобой извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представители ООО "ДагЭнерЖи" Абдурагимов М.Б, Гасанов А.Н, действующие на основании доверенностей, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан, Верховным Судом Республики Дагестан, доводы частной жалобы поддержали, указали, что вновь установленные на период с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. постановлениями N24, 25 от 27 августа 2021 г. тарифы в части, касающейся административного истца, в полном объеме идентичны тарифам, установленным оспариваемыми в административном иске постановлениями.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан Генжалиева З.Р, действующая на основании доверенностей, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан, Верховным Судом Республики Дагестан, указала, что имелись основания для прекращения производства по делу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении не заявили, о причинах неявки не уведомили.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Екимцова М.Н, указавшего на отсутствие оснований для отмены определения суда, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан приняты
- Постановление от 27 июля 2021 г. N18 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. N140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)", которым установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 г, установлен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 г.; показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 год; установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями;
- Постановление от 27 июля 2021 г. N19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", которым изложены в новой редакции приложение N1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Дагестан, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций", приложение N2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Республики Дагестан на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)".
ООО "ДагЭнерЖи", являясь сетевой организацией, указывая на нарушение его прав и законных интересов положениями названных нормативных правовых актов, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 25 августа 2021 г. N22 отменено постановление от 27 июля 2021 г. N18 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. N140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)".
Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 25 августа 2021 г. N23 отменено постановление от 27 июля 2021 г. N19.
Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан принято Постановление от 27 августа 2021 г. N24 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", которым установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 г, установлен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 г.; показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2021 год; установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; установлены и введены в действие с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. N25 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложение N1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Дагестан, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций", приложение N2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Республики Дагестан на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" изложены в новой редакции.
Постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. N24, от 27 августа 2021 г. N25 были опубликованы на сайте www.pravo.e-dag.ru 14 сентября 2021 г.
Суд первой инстанции, исходя из того, что оспариваемый нормативный правовой акт отменен, не порождает правовых последствий, не затрагивает права и законные интересы административного истца, руководствуясь положениями статьи 194, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прекратил производство по делу.
Суд апелляционной инстанции полагает данный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 апреля 2000 г. N6-П и в определении от 27 октября 2015 г. N2473-О, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустимы вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 6 декабря 2017 г. N37-П указано, что административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что судебная защита гарантируется лицу только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых оно просит, ему принадлежат и были нарушены (существует реальная угроза их нарушения), в связи с чем от суда требуется выяснение обстоятельств, с возникновением которых связано право лица на обращение в суд с административным исковым заявлением, произвольные же отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу не допускаются (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 г. N109-О, от 26 мая 2016 г. N 1145-О, от 26 января 2017 г. N 108-О и др.).
Нормативный правовой акт или акт, обладающий нормативными свойствами, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения прав и обязанностей не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц не влечет, поэтому такой акт не подлежит проверке судом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые в части нормативные правовые акты Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N18, Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N19 отменены.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание положения части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснения пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указывающие на невозможность прекращения производства по делу в случае применения оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в порядке статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предложил административному истцу представить доказательства наличия оснований, препятствующих прекращению производства по делу.
Оценив по правилам статьи 84, части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные административным истом документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые в соответствующей части Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N18, Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N19 к административному истцу не применялись. Счета были выставлены административным истцом после принятия Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан Постановления от 27 августа 2021 г. N24, Постановления от 27 августа 2021 г. N25, устанавливающие тарифы на период с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Расчеты с контрагентами на основании оспариваемых постановлений не производились. При этом необходимо учитывать, что оспариваемые нормативные правовые акты в соответствующей части идентичны вновь принятым постановлениям.
В указанной связи отсутствуют основания полагать, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, применялись к нему.
Отклоняя доводы частной жалобы относительно нарушения процессуальных прав административного истца на уточнение административного иска, суд апелляционной инстанции считает необходимым руководствоваться разъяснениями, данными в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", из которого следует, что в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
В настоящем случае утрата силы нормативного правового акта, а также принятие новых нормативных правовых актов имели место до подачи административного иска.
Прекращение производства по делу об оспаривании положений нормативных правовых актов на том основании, что они отменены, не лишает административного истца права на оспаривание Постановлений Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. N24, от 27 августа 2021 г. N25.
Таким образом, доводы административного истца, указанные в частной жалобе, не опровергают правильности принятого определения и основаны на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Дагестан пришел к правильному выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 309-311, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Третий апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДагЭнерЖи" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья Е.В. Анфалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.