Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сицинской О.В, судей Солдатовой С.В, Гылкэ Д.И, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики административное дело N 3а-16/2022 (УИД 07OS0000-01-2022-000009-18) по административному исковому заявлению Ириговой Алии Руслановны об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике по апелляционной жалобе представителя административного истца Ириговой А.Р. - Масаева Ислама Анзоровича на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В, объяснения представителя административного истца Ириговой А.Р. - Масаева И.А,
УСТАНОВИЛА:
Иригова А.Р, являясь собственником нежилого здания, с кадастровым номером N, площадью 800, 5 кв.м, наименование - здание коттеджа на 12 номеров, расположенного по адресу: "адрес", 27 декабря 2021 г. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/478 на территории Кабардино-Балкарской Республики при Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике (далее также Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 7 июля 2015 г, на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости. Решением Комиссии от 19 января 2022 г. N 1/1 заявление Ириговой А.Р. отклонено.
Оспаривая решение Комиссии, административный истец, исходя из мотивов принятого решения, указывающих, помимо установления отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, более чем на 30 %, на недопустимость оспаривания кадастровой стоимости, ставшей на момент рассмотрения заявления архивной, полагает его незаконным, поскольку на момент ее обращения в Комиссию оспариваемая кадастровая стоимость архивной не являлась, а у нее как у налогоплательщика сохранилось право на применение результатов пересмотра оспариваемой кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение Комиссии, с учетом того, что на территории Кабардино-Балкарской Республики определена дата перехода к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - 1 апреля 2021 г, а, следовательно, с указанной даты заявление о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной не подлежало рассмотрению в Комиссии, признано незаконным; в удовлетворении требования о возложении на Комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - отказано.
Не согласившись с решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2022 г, представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая, помимо доводов, положенных в обоснование административного искового заявления, на то обстоятельство, что оспариваемая в Комиссии кадастровая стоимость нежилого здания была определена на основании положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", а, следовательно, ее оспаривание осуществляется в соответствии с этим законом, о чем разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г. (вопрос N 2 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте настоящего судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия не установилаоснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также Федеральный закон N 237-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2016 г. N 620-рп создано государственное бюджетное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 октября 2019 г. N 185-ПП в соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ определена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - 1 ноября 2019 г.
Правительством Кабардино-Балкарской Республики 29 марта 2021 г. принято постановление N 63-ПП "Об установлении даты перехода к применению на территории Волгоградской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - 1 апреля 2021 г.
Таким образом, с 1 апреля 2021 г. для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как усматривается из материалов административного дела и позиций сторон, кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, оспоренная административным истцом путем подачи 27 декабря 2021 г. в Комиссию соответствующего заявления, утверждена проставлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 г. N 2-ПП по состоянию на 7 июля 2015 г.; результаты очередной государственной кадастровой оценки утверждены приказом Минэкономразвития Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2021 г. N 112 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений), расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики", вступившим в силу с 1 января 2022 г.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г. разъяснено, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о применении положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку оспариваемая в Комиссии кадастровая стоимость была определена в соответствии с положениями названного федерального закона, не могут быть признаны основанными на правильном толковании норм материального права.
Тот факт, что на момент обращения административного истца в Комиссию оспариваемая кадастровая стоимость архивной не являлась, не влечет вывода о возможности рассмотрения ее заявления Комиссией после 1 апреля 2021 г.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.