Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Камчаттралфлот" Котова В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2022 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Камчаттралфлот",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 апреля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Камчаттралфлот" (далее - ООО "Камчаттралфлот") прекращено в связи с его малозначительностью, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Камчаттралфлот" Котов В.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ) правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года N 267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства).
Подпунктом "е" пункта 22.1 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах) добычи (вылова) водных биоресурсов.
В соответствии с пунктами 41, 43 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна разрешённый прилов всех видов водных биоресурсов (за исключением разрешённого прилова видов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства с учётом уловов в местах доставки и выгрузки, и разрешённого прилова ламинарий при осуществлении добычи (вылова) сахарины в подзоне Приморье севернее мыса Золотой), не поименованных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов и на которые установлен общий допустимый улов, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, допускается в размере не более 2 процентов по весу за одну операцию по добыче (вылову) от всего улова разрешённых видов (за исключением морских млекопитающих, крабов, креветок, трепанга дальневосточного, морских гребешков). При осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов, в случае превышения величины разрешённого прилова по весу за одну операцию по добыче (вылову), указанного в пункте 41 Правил рыболовства, весь прилов, превышающий разрешённый объём, подлежит выпуску в естественную среду обитания независимо от состояния, с наименьшими повреждениями, с внесением соответствующих записей в промысловый журнал.
Согласно пункту 46 Правил рыболовства разрешённый прилов водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не установлен (за исключением тихоокеанских лососей и видов водных биоресурсов, на добычу (вылов) которых установлены полный, временный или сезонный запреты), не ограничивается при осуществлении рыболовства с учётом уловов в местах доставки и выгрузки.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 643 "Об установлении ограничения рыболовства палтуса стрелозубого, палтуса белокорого и палтуса чёрного в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2021 году" установлен запрет на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства палтуса стрелозубого, палтуса белокорого и палтуса чёрного в Камчатско-Курильской подзоне с применением всех орудий добычи (вылова) до 31 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трёхкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Как следует из представленных материалов, 18 ноября 2021 года в 22 часа 30 минут ООО "Камчаттралфлот" посредством судна "данные изъяты", являясь пользователем водных биоресурсов на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, при осуществлении прибрежного рыболовства в части добычи, транспортировки, хранения и выгрузки водных биоресурсов - камбалы дальневосточной, трески, минтая, находясь в географических координатах N ("адрес") в ходе промысловой операции N в качестве прилова добыло 2 721 килограмм палтуса стрелозубого, запрещённого к добыче в указанное время в указанном районе, чем нарушило пункт 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ, подпункт "е" пункта 22.1, пункт 46 Правил рыболовства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Камчаттралфлот" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие правонарушения и вина ООО "Камчаттралфлот" в совершении данного административного правонарушения установлена мировым судьёй и судьёй городского суда, и подтверждена материалами дела, которым дана надлежащая оценка, в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чём должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Прекращая производство по делу мировой судья, с позицией которого согласился судья городского суда, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства совершения ООО "Камчаттралфлот" административного правонарушения, совершение его неумышленно, принимая во внимание характер совершённого правонарушения, которое не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, роль правонарушителя, отсутствие в материалах дела сведений о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, руководствуясь общеправовым принципом справедливости, признал совершённое правонарушение малозначительным, прекратив производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, оснований не имеется.
В настоящей жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, оценивая имеющиеся доказательства, и трактуя нормы права, указывает на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ООО "Камчаттралфлот".
Вместе с тем, доводы жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами судей, изложенными в соответствующих судебных актах, следует согласиться.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил и условий лицензии. Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "Камчаттралфлот", осуществляя прибрежное рыболовство в части добычи минтая в "адрес", в нарушение требований Правил рыболовства, допустило прилов палтуса стрелозубого, в количестве 2 721 килограмм, запрещённого к добыче в указанный срок в указанном районе.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2022 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Камчаттралфлот", оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Камчаттралфлот" Котова В.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.