Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах Черненко Альбины Денисовны к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района
на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Надеждинского района Приморского края в интересах Черненко А.Д. обратился в суд с настоящим иском, указав, что в результате проведенной проверки установлено, что распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району Приморского края от 23 сентября 2016 года N192-р Черненко А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории по Надеждинскому муниципальному району. Вместе с тем, до настоящего времени, благоустроенное жилое помещение ей в установленном законом порядке не предоставлено. Просил возложить на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность предоставить Черненко А.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решением Надеждинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность предоставить Черненко А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В кассационной жалобе представитель администрации Надеждинского муниципального района просит об отмене судебных постановлений, состоявшихся по делу, принятии нового решения об отказе в иске. Указывает, что в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 5 Закона N 412-КЗ органы государственной власти Приморского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. С целью исполнения вышеуказанных поручений между администрацией Надеждинского муниципального района и Министерством образования Приморского края ежегодно заключается соглашение о предоставлении субвенций из краевого бюджета бюджету Надеждинского муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений. При таких обстоятельствах обязанность должна возлагаться не только на орган местного самоуправления, но и на ведомство, которое непосредственно исполняет обязанности по доведению субвенций, так как при отсутствии доведенных лимитов решение суда будет фактически неисполнимым. Считает, что заявляя требования о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, прокурор нарушает права граждан, ранее включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Прокурором, участвовавшим в деле, поданы возражения на кассационную жалобу, полагает судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание суда кассационной инстанции Черненко А.Д, представители администрации Надеждинского района Приморского края, Министерства образования Приморского края не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. Их неявка в силу части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, кассационный суд оснований для отмены или изменения судебных постановлений не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании статьи 10 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края", вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Также с 1 января 2019 года вступил в силу Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-ФЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь названными выше нормами права, исходили из того, что Черненко А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации не имеет, распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N Черненко А.Д. принята на специализированный жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением, вместе с тем, достигнув совершеннолетия, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Возлагая на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность по предоставлению Черненко А.Д. жилого помещения, суды обоснованно исходили из того, что в силу положений Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена на орган местного самоуправления, в связи с чем приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что требования должны предъявляться не только к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края признаются несостоятельными.
Указание в кассационной жалобе на недостаточное выделение субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, отклоняется, поскольку не освобождает орган местного самоуправления от своевременного исполнения обязанности, возложенной законом по предоставлению жилых помещений детям-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из краевого бюджета и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Ссылка ответчика на отсутствие оснований для предоставления Черненко А.Д. жилого помещения во внеочередном порядке в связи с отсутствием такого права, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, так как обязанность уполномоченных органов предоставить жилье лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возникает с момента достижения ими 18 лет.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию стороны ответчика в суде апелляционной инстанций, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.