Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Валкур" Мирошниченко В.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 апреля 2021 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Валкур",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 апреля 2021 года N 18-05/2021, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года и решением судьи Камчатского краевого суда от 8 декабря 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Валкур" (далее - ООО "Валкур") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Мирошниченко В.А. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
В силу пункта 4 части 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ) эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Под эксплуатирующей организацией понимается организация, осуществляющая эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (часть 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ).
В соответствии с разделом 2 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утверждённых приказом Минтранса России от 9 июля 2014 года N 182, технологические процессы перевалки грузов включают в себя совокупность технологических операций, связанных с погрузкой (выгрузкой) грузов с одного вида транспорта на другой, креплением грузов на транспортном средстве, технологическим накоплением грузов. Технологические процессы перевалки грузов осуществляются в соответствии с рабочей технологической документацией (рабочие технологические карты, временные технологические инструкции перевалки, местные инструкции по типовым способам и приёмам работ, инструкции по обработке опасных грузов).
Из материалов дела следует, что ООО "Валкур" осуществляет деятельность морского грузового транспорта, на основании лицензии серии МР N 001197 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, непосредственно с использованием нефтеналивного судна "Святой Павел".
25 января 2021 года в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило обращение капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, согласно которому ООО "Валкур" в период времени с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года с использованием танкера " "данные изъяты"" осуществляло выгрузку (перевалку) нефтепродуктов в морском порту "адрес", не имея собственного аварийно-спасательного формирования или договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием об оказании услуг по обеспечению готовности к предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для ООО "Валкур" предусмотрено, что постоянная готовность ООО "Валкур" к мероприятиям по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов поддерживается профессиональными аварийно-спасательными формированиями, с которыми заключены договоры, в том числе с Камчатским филиалом ФБУ "Госморспасслужба России".
При этом, согласно сведениям Камчатского филиала ФГБУ "Морспасслужба России" договор по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с ООО "Валкур" не заключался.
Из письменных пояснений ООО "Валкур" следует, что в период с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года на причал акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт" и военный пирс войсковой части "данные изъяты" с судна " "данные изъяты"" выгружено 3 января 2021 года 4 167, 258 тонн нефтепродуктов, 8 января 2021 года 4 994, 07 тонн нефтепродуктов. При выдаче груза грузополучателям в порту Петропавловск-Камчатский ЛРН-готовность (готовность по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) обеспечивалась грузополучателями в соответствии с заключёнными ими договорами с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Валкур" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ООО "Валкур" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ООО "Валкур" не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние ООО "Валкур" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства.
Постановление о привлечении ООО "Валкур" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведённым в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Валкур" в пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 апреля 2021 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Валкур", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Валкур" Мирошниченко В.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.