Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Бурлаковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-3/2022) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" о признании недействующим приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 28 мая 2021 года N 7-17/9(23) "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 01 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года", по апелляционной жалобе Департамента тарифного регулирования Томской области на решение Томского областного суда от 17 февраля 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешова Г.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 25 мая 2021 года N 7-17/9 (23) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 01 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года" (далее - приказ N 7-17/9(23)).
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (далее - ООО "ТКС", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 7-17/9(23). Полагают, что приказ не соответствует положениям федерального законодательства. Считают, что утвержденный объем финансовых потребностей, исходя из которого были рассчитаны тарифы, не является экономически обоснованным, поскольку при его определении был занижен размер необходимой валовой выручки предприятия, что нарушает права регулируемой организации, поскольку такой тариф не обеспечивает полного возмещения экономически обоснованных затрат и влечет за собой возникновение убытков. Указывают о необоснованном уменьшении планируемых на очередной период регулирования статей затрат регулируемой организации.
Решением Томского областного суда от 17 февраля 2022 года административное исковое заявление ООО "ТКС" удовлетворено, оспариваемый приказ признан недействующим со дня принятия.
На решение суда представителем административного ответчика Департамента тарифного регулирования Томской области (далее - ДТР Томской области, Департамент) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать. Считает неверным вывод суда о применении координат из реестров мест накопления твердых коммунальных отходов и приложении N 8 Территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 15 апреля 2021 года при проверке расстояния между контейнерными площадками как достоверной информации о местах нахождения площадок твердых коммунальных отходов. Относительно исключения расходов на вывоз крупногабаритных отходов, указывает, что Департаментом не исключались данные затраты, а исключены лишь из расчета пробега транспортных средств отдельные от вывоза прочих твердых коммунальных отходов маршруты. Обществом не подтвержден документально вывоз крупногабаритных отходов. Места накопления крупногабаритных отходов, эксплуатируемые ООО "ТКС" отсутствуют. В реестрах и территориальной схеме отсутствуют данные об объемах крупногабаритных отходах, что означает о том, что объемы крупногабаритных отходов учтены в общем объеме твердых коммунальных отходов.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ООО "ТКС" представлено возражение, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешов Г.К. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "ТКС" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закон об отходах производства и потребления).
Из пункта 91 статьи 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 31 октября 2012 года N 145 следует, что Департамент утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.
02 января 2021 года между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и ООО "ТКС" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора. По условиям данного соглашения Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1.3 вышеуказанного договора региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Томской области и соглашением.
31 марта 2021 года ООО "ТКС" обратилось в Департамент с заявлением на установление единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в четвертой зоне деятельности Томской области на 2021 год с применением метода экономически обоснованных расходов.
Из экспертного заключения следует, что методом регулирования при установлении тарифов Департаментом выбран метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования, при установлении тарифов применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестированного капитала.
При этом, метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов (пункт 28 Основ ценообразования).
Учитывая, что ранее в отношении ООО "ТКС" государственное регулирование тарифов не осуществлялось, судебная коллегия считает, что установление долгосрочных параметров с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) является обоснованным.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Абзацем первым пункта 90 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренные схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, до объектов, используемых для энергетической утилизации твердых коммунальных отходов (абзац 9 пункта 90 Основ ценообразования).
В силу пункта 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов; в) административных расходов; г) сбытовых расходов; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; ж) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей; з) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; и) нормативной прибыли; к) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации; л) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые топливо, электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов; в) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов; г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; е) общехозяйственные расходы; ж) прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Из экспертного заключения следует, что тарифный орган, определяя потребление топлива в составе расходов на приобретение сырья и материалов, анализировал представленные Обществом документы и расчеты по протяженности маршрутов движения спецтехники, периодичности вывоза твердых коммунальных отходов и потребность спецтехники в разрезе видов транспортных средств.
Департаментом была осуществлена выборочная проверка расстояния между контейнерными площадками по маршруту движения спецтехники, предусмотренным графиками вывоза твердых коммунальных отходов, с использованием поисково-информационной картографической службы Яндекс.Карты.
С учетом проведенной проверки тарифный орган посчитал, что общая протяженность маршрутов по вывозу твердых коммунальных отходов в день составляет 1 453, 03 км, вместо заявленной ООО "ТКС" 2 638, 38 км. в день.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов размещены в сети "Интернет" на официальных сайтах муниципальных образований: г. Кедровый, Кожевниковский район, Бакчарский район, Шегарский район. Реестры мест (площадок) кроме адресов, также содержат географические координаты.
Проанализировав проведенную экспертом тарифного органа проверку расстояния между контейнерными площадками и установив, что эксперт использовал адреса жилых домов и нежилых строений, указанных в сервисе Яндекс. Карты, то есть учел расстояние между строениями, а не между контейнерными площадками, суд первой инстанции посчитал, что выводы Департамента об общей протяженности маршрута спецтехники являются недостоверными.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда в данной части не опровергают.
Так, доводы жалобы административного ответчика о невозможности использовать информацию об отдельных контейнерных площадках, указанную в реестрах, так как данные площадки расположены от зданий на расстоянии меньше, предусмотренных СанПиН 2.1.3684-21 основаниями для отмены решения не являются.
Расположение контейнерных площадок в нарушении санитарно-эпидемиологических требований не свидетельствует о том, что такие контейнерные площадки отсутствуют, и с них не производится сбор твердых коммунальных отходов.
Доводы апелляционной жалобы относительно вывоза крупногабаритных отходов также подлежат отклонению.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156) под крупногабаритными отходами понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Правил N 1156, в контейнерах запрещается складировать, в том числе крупногабаритные отходы.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил N 1156).
Из пункта 12 Правил N 1156 следует, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что в реестрах мест накопления твердых коммунальных отходов, размещенных на сайтах районных администраций, не указаны площадки для складирования и бункеры для накопления крупногабаритных отходов.
Данные обстоятельства и явились основанием для исключения тарифным органом расстояний по маршрутам сбора и вывозы крупногабаритных отходов.
Вместе с тем, само по себе неисполнение органами местного самоуправления обязанности по оборудованию площадок для складирования крупногабаритных отходов не означает, что потребители не складируют такие отходы, в том числе на контейнерных площадках и, следовательно, как правильно указал областной суд, не свидетельствует о возможности исключения расстояний по маршрутам, предусматривающим сбор и вывоз крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 13 СанПиН 21.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" транспортирование КГО со специальной площадки к месту осуществления деятельности по обращению с отходами должно проводиться с использованием специально оборудованного транспортного средства, обозначенного специальным знаком, на объект, предназначенный для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
Из пояснений представителя административного истца, пояснительной записки о технологическом процессе, представленной ООО "ТКС" в Департамент тарифного регулирования Томской области следует, что вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по графику и маршруту движения специализированого транспортного средства самосвала ГАЗ-САЗ-2507, предназначенного для погрузки, транспортировки, механизированной выгрузки крупногабаритных отходов. Потребность в указанной технике региональный оператор определилв количестве трех единиц.
Использование указанной техники также подтверждается копией журнала учета отходов на полигоне "данные изъяты", из которого следует, что ООО "ТКС" осуществлялся вывоз отходов на полигон транспортными средствами ГАЗ-САЗ-2507, государственный регистрационных знак "данные изъяты" и "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Технические характеристики данных транспортных средств позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для вывоза крупногабаритных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о возможности вывоза крупногабаритных отходов мусоровозами КАМАЗ МК-4552-20 подлежат отклонению.
Из фотографий, представленных административным ответчиком можно сделать вывод о том, что погрузка крупногабаритных отходов в заднюю дверь данного мусоровоза не позволит использовать его для сбора и вывоза не крупногабаритных твердых коммунальных отходов.
Таким образом, учитывая, что осуществление сбор и транспортирования крупногабаритных отходов является необходимым условием надлежащего осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключение административным ответчиком расстояний по маршрутам, предусматривающим сбор и вывоз крупногабаритных отходов, спецтехники для сбора и вывоза таких отходов в полном объеме из состава необходимой валовой выручки административного истца нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента тарифного регулирования Томской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 20 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.