Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Бурлаковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора о признании не действующим в части лесохозяйственного регламента Аванского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 930П
по апелляционным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Аванское лесничество", общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Энергия" на решение Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Энергия" Василенко В.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 930П утвержден лесохозяйственный регламент Аванского лесничества (далее - Регламент).
В пункте 1.1.7 Регламента на территории Аванского лесничества указаны особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): природный парк "Вяземский", природный парк "Шереметьевский", государственный природный заказник краевого значения "Аистинный", государственный природный заказник краевого значения "Щебенчиха", памятник природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного".
Согласно таблице N 5 пункта 1.1.7 Регламента ООПТ расположены:
-природный парк "Вяземский" - на территории Аванского участкового лесничества - кварталы 30, 31, 32, 48, 59ч, 70ч, 77ч, Вяземского участкового лесничества - кварталы 31ч, 32ч, 43ч, 46ч, 47ч, 48, 49, 50ч, 51ч, 56ч, 57, 58, 61ч, 62ч, 63-65, 68ч, 69ч, 70, 71-73, 74ч, 75ч, 76-99, 107, 108, 109ч, 113, 114, 120-122, 126-159; природный парк "Шереметьевский" - на территории Аванского участкового лесничества кварталы 155ч, 156ч, 158ч; государственный природный заказник краевого значения "Аистинный" - на территории Капитоновского участкового лесничества ? кварталы 16ч, 17ч, 18ч, 19ч, 21ч; государственный природный заказник краевого значения "Щебенчиха" - на территории Аванского участкового лесничества в кварталах 5, 6, 7ч, 10-12, 20-22, 33ч, 34ч, 36ч, 37, 38, 42ч, 43, 49, 50, 53ч, 62ч, 71ч. 80, 126, 169ч, 170, 171ч, 173, 174, 175ч, 179, 180ч, 181, 182ч, 185ч, 187ч, 199ч; памятник природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного" - на территории Верхне-Подхоренковского участкового лесничества в кварталах 67ч, 72ч, 73 ч, 79, 80ч.
В таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" к категории эксплуатационных лесов отнесены следующие лесные участки:
природного парка "Вяземский" в кварталах 30, 31, 32, 48, 59ч, 70ч, 77ч Аванского участкового лесничества, в кварталах 31ч, 43ч, 46ч, 47ч, 56ч, 61ч, 62ч, 63, 68ч, 69ч, 74ч, 75ч, 107, 108, 109ч, 113, 114, 120-122, 126-159 Вяземского участкового лесничества;
государственного природного заказника краевого значения "Аистиный" в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха" в кварталах 5, 6, 7ч, 10-12, 20-22, 33ч, 34ч, 36 ч, 37, 38, 42ч, 43, 49, 50, 53ч, 62ч, 71ч, 80, 126, 169ч, 170, 171ч, 173, 174, 175ч, 179, 180ч, 181, 182ч, 185ч, 187ч, 199ч Аванского участкового лесничества;
памятника природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного" в кварталах 67ч, 72ч, 73ч, 79, 80ч Верхне- Подхоренковского участкового лесничества.
В таблице 7 пункта 1.2 Регламента "Виды разрешенного использования лесов" на территории указанных ООПТ установлены виды разрешенного использования лесов:
-заготовка древесины в части кварталов 7, 33, 34, 36, 42, 43, 53, 59, 62, 70, 71, 77, 155, 156, 158, 169, 171, 175, 180, 182, 185, 187, 199 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109, в кварталах 126, 133, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-заготовка живицы в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109, в кварталах 107, 108 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества:
-осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в части кварталов 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 309 Вяземского участкового лесничества;
-ведение сельского хозяйства в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50. 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-создание лесных плантаций и их эксплуатация в части 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
-выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
-выращивание посадочного материала лесных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
-выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 7, 33, 34, 36, 42, 53, 59, 62, 70, 71, 77, 155, 156, 158, 169, 171, 175, 180, 182, 185, 187, 199 и кварталах 43, 170, 173, 174, 179, 181 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-строительство и эксплуатация водоохранных и иных искусственных объектов, а также гидрологических сооружений и специализированных портов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества, части кварталов 67, 72, 79 и кварталах 73, 80 Верхне-Подхоренковского участкового лесничества;
-строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 74, 75, 109, в квартале 80 Вяземского участкового лесничества;
-переработка древесины и иных лесных ресурсов в части кварталов 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
-осуществление рекреационной деятельности в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества.
Регламент опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте https://minlhpb.amurobl.ru в разделе "Лесохозяйственные Регламенты лесничеств Амурской области", в разделах "Документы министерства", "Документы".
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Регламента в части отнесения лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий: природного парка "Вяземский", государственного природного заказника краевого значения "Аистиный", государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха", памятника природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного", к эксплуатационным лесам согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента и установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории природных парков "Вяземский", "Шереметьевский" согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства, как указал прокурор, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Решением Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2022 года административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворены. Лесохозяйственный регламент Аванского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 930П, в оспариваемой части признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, краевое государственное казенное учреждение "Аванское лесничество" обратилось с апелляционной жалобой в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Так, суд первой инстанции, несмотря на отсутствие доказательств перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, посчитал этот факт установленным и в обоснование своего решения неправомерно сослался на положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации. При оценке полномочий органов государственной власти на утверждение лесохозяйственного регламента Аванского лесничества следовало исходить из компетенции субъектов лесных правоотношений, установленных статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Таким образом, вывод суда первой инстанции о превышении управлением лесами края полномочий при утверждении лесохозяйственного регламента лесничества основан на неправильном применении норм материального права. Не оспаривая факт нахождения в Аванском лесничестве особо охраняемых природных территорий регионального значения, указывает, что судом не анализировались нормативные правовые акты, определяющие режим особой охраны каждой конкретной территории. Между тем, данные акты допускают заготовку древесины, хозяйственную деятельность, ведение сельского хозяйства и иную деятельность. Судом не дана оценка доводу административного ответчика о том, что принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, а также изменение их границ отнесено к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства. Кроме того, судом необоснованно отклонено заявление ООО ПК "Энергия" об участии в деле в качестве заинтересованного лица.
Также с апелляционной жалобой в судебную коллегию обратилось лицо, не привлеченное к участию в деле, общество с ограниченной ответственностью производственная компания "Энергия" (далее - ООО ПК "Энергия", Общество), в которой просит решение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение. Являясь арендатором земельного участка, расположенного в Аванском лесничестве, по договору от 1 ноября 2008 года N 0023/2008, производит заготовку древесины. Признание не действующим Регламента повлечет невозможность деятельности, предусмотренной договором, тем самым будут нарушены права Общества. При таких обстоятельствах, полагает, что данный административно-правовой спор нельзя было рассмотреть без участия ООО ПК "Энергия".
На апелляционные жалобы краевого государственного казенного учреждения "Аванское лесничество", ООО ПК "Энергия" прокурором, участвовавшем в деле, представлены возражения о необоснованности их доводов и законности судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, правильно указал, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, и в этой связи пришел к обоснованному выводу о превышении административным ответчиком, утвердившим оспариваемый в части Регламент, предоставленных ему полномочий.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Аванского лесничества располагаются 5 особо охраняемых природных территорий: природный парк "Вяземский", природный парк "Шереметьевский", государственный природный заказник краевого значения "Аистинный", государственный природный заказник краевого значения "Щебенчиха", памятник природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного".
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти автономного округа, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав природного парка "Вяземский", государственного природного заказника краевого значения "Аистиный", государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха", памятника природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного" к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, лесные участки природного парка "Вяземский" в кварталах 30, 31, 32, 48, 59ч, 70ч, 77ч Аванского участкового лесничества, в кварталах 31ч, 43ч, 46ч, 47ч, 56ч, 61ч, 62ч, 63, 68ч, 69ч, 74ч, 75ч, 107, 108, 109ч, 113, 114, 120-122, 126-159 Вяземского участкового лесничества; государственного природного заказника краевого значения "Аистиный" в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества; государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха" в кварталах 5, 6, 7ч, 10-12, 20-22, 33ч, 34ч, 36ч, 37, 38, 42ч, 43, 49, 50, 53ч, 62ч, 71ч, 80, 126, 169ч, 170, 171ч, 173, 174, 175ч, 179, 180ч, 181, 182ч, 185ч, 187ч, 199ч Аванского участкового лесничества; памятника природы краевого значения "Кедр корейский с примесью тиса остроконечного" в кварталах 67ч, 72ч, 73ч, 79, 80ч Верхне- Подхоренковского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
Кроме того, в таблице 7 пункта 1.2 Регламента "Виды разрешенного использования лесов" на территории указанных ООПТ установлены виды разрешенного использования лесов:
заготовка древесины в части кварталов 7, 33, 34, 36, 42, 43, 53, 59, 62, 70, 71, 77, 155, 156, 158, 169, 171, 175, 180, 182, 185, 187, 199 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109, в кварталах 126, 133, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества; заготовка живицы в части кварталов 59, 70, 77, 155 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109, в кварталах 107, 108 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества:
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в части кварталов 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в части кварталов 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
выращивание посадочного материала лесных растений в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 46, 47, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 7, 33, 34, 36, 42, 53, 62, 59, 70, 71, 77, 155, 156, 158, 169, 171, 175, 180, 182, 185, 187, 199 и кварталах 43, 170, 173, 174, 179, 181 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
строительство и эксплуатация водоохранных и иных искусственных объектов, а также гидрологических сооружений и специализированных портов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 69, 74, 75, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества, части кварталов 67, 72, 79 и кварталах 73, 80 Верхне-Подхоренковского участкового лесничества;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 59, 70, 77, 155, 156, 158 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 32, 43, 46, 47, 50, 51, 56, 61, 62, 68, 74, 75, 109, в квартале 80 Вяземского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в части кварталов 59, 70, 77 Аванского участкового лесничества, части кварталов 31, 43, 56, 61, 62, 63, 68, 69, 74, 75, 80, 109 Вяземского участкового лесничества, в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества;
осуществление рекреационной деятельности в части кварталов 16, 17, 18, 19, 21 Капитоновского участкового лесничества.
Таким образом, в результате отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам в границах названных особо охраняемых природных территорий, и установление для них соответствующих видов разрешенного использования фактически допускает сплошную рубку лесов для целей заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника, природного парка и памятника природы и нарушает права лиц, проживающих на территории Хабаровского края, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Тот факт, что в деле отсутствует документ, подтверждающий перевод земель, занятых особо охраняемыми природными территориями из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий также не влияет на правильность выводов суда, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Утверждения представителя КГКУ "Аванское лесничество" о том, что судом не анализировались положения нормативных правовых актов, определяющих режим каждой конкретной особо охраняемой природной территории, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Так, заявляя требование о признании не действующими оспариваемых норм, заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора указывал на их несоответствие, в том числе, Положениям о природных парках "Вяземский" и "Шереметьевский", утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края соответственно 30 июня 2006 года N 105-пр и 18 января 2016 года N 6-пр, которые запрещают заготовку и переработку древесины и другие виды деятельности.
Так, согласно пункту 5.2 постановления Правительства Хабаровского края от 30 июня 2006 года N 105-пр "Об образовании природных парков "Вяземский" и "Хосо" предусмотрено, что в границах природного парка запрещаются виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической и рекреационной ценности территории, в том числе: разработка месторождений полезных ископаемых; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность; действия, изменяющие гидрологический режим; использование земель для садоводства, огородничества и индивидуальной застройки; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных, производственных и жилых объектов, не связанных с обеспечением деятельности природного парка; заготовка древесины, исключая лесные участки, переданные в аренду до принятия настоящего Положения, на срок действия договоров аренды; промысловая охота на кабана; сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; организация туристических стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами установленных для этого мест.
Пункт 3.2 постановления Правительства Хабаровского края от 18 января 2016 года N 6-пр "О создании природного парка "Шереметьевский"" в Вяземском муниципальном районе Хабаровского края" указывает, что на территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений в природоохранной зоне; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима водных объектов, за исключением строительства сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; заготовка древесины, за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд; заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора гражданами таких ресурсов для собственных нужд в зоне хозяйственного использования, агрохозяйственной зоне и рекреационной зоне; деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира в природоохранной зоне; сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; сельскохозяйственные работы, за исключением ведения сельскохозяйственных работ в агрохозяйственной зоне; сбор и повреждение редких и исчезающих видов растений; охота (кроме регулирования численности ондатры и волка) и рыболовство в природоохранной и рекреационной зонах; транспортировка, хранение и применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, за исключением
агрохозяйственной зоны; загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором; выжигание лесной растительности, сжигание сухих листьев и травы, проведение сельскохозяйственных палов; уничтожение и повреждение аншлагов, других информационных знаков, а также оборудованных мест отдыха; капитальное строительство, за исключением строительства объектов для обеспечения охраны и функционирования природного парка, объектов, связанных с содержанием Государственной границы Российской Федерации, объектов туризма в рекреационной зоне, линейных объектов в зоне хозяйственного использования, агрохозяйственной зоне и рекреационной зоне.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.
ООО ПК "Энергия" заинтересованным лицом в смысле положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля его права и обязанности при разрешении административного дела не затрагивает. В этой связи непривлечение названного юридического лица к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущего безусловную отмену принятого судебного акта, не образует.
Относительно доводов апелляционной жалобы ООО ПК "Энергия" о том, что оспариваемое решение затрагивает его права, обязанности и законные интересы, но оно не было привлечено к участию в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", апелляционная жалоба, поданная на судебный акт, не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке, оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу.
В данном случае ООО ПК "Энергия" к участию в деле не привлекался, его участие в данном административном деле обязательным не является, в решении суда вопрос о его правах и обязанностях не разрешался, следовательно, апелляционная жалоба по смыслу пункта 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, что в силу пункта 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для оставления апелляционной жалобы ООО ПК "Энергия" без рассмотрения по существу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая, что до вынесения решения судом оспариваемый нормативный правовой акт применялся.
Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.
Другие доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Аванское лесничество" - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Энергия" - без рассмотрения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированно апелляционное определение составлено 17 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.