Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.
судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Бурлаковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2022 по административному исковому заявлению Степановой Н.П. о признании не действующими отдельных положений нормативных правовых актов
с апелляционной жалобой Степановой Н.П. на решение Камчатского краевого суда от 24 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края 3 декабря 2018 года принят приказ N 172 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год" (далее - Перечень на 2019 год).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год является Приложением к данному приказу.
Пунктом 2277 в Перечень на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены нежилые помещения N 91, 92, 105 с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 декабря 2018 года и опубликован в печатном издании "Официальные Ведомости" от 25 декабря 2018 года.
Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края 5 декабря 2019 года принят приказ N 165 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год" (далее - Перечень на 2020 год).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год является Приложением к данному приказу.
Пунктом 1851 в Перечень на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены нежилые помещения N 91, 92, 105 с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10 декабря 2019 года и опубликован в печатном издании "Официальные Ведомости" от 31 декабря 2019 года.
Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края 28 декабря 2020 года принят приказ N 60/214 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год" (далее - Перечень на 2021 год).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год является Приложением к данному приказу.
Пунктом 1918 в Перечень на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены нежилые помещения N 91, 92, 105 с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2020 года и опубликован в печатном издании "Официальные Ведомости" от 2 февраля 2021 года.
Степанова Н.П. обратилась в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия вышеприведенные нормы регионального законодательства.
В обоснование требований административный истец указывает, что нежилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, включенное в оспариваемые Перечни, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного помещения в Перечни противоречит действующему законодательству, нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Камчатского краевого суда от 24 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратилась Степанова Н.П. и с учетом дополнений к апелляционной жалобе, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не согласна с выводом суда о том, что спорный объект недвижимости имеет помещения, общая площадь которых составляет более 20 процентов от общей площади нежилых помещений. Фактическое использование помещения административным ответчиком не определялось, в техническом паспорте имеются сведения о том, что помещение является нежилым, расположенном в жилом доме. Таким образом, на момент утверждения оспариваемых перечней объектов недвижимого имущества документы технического учета не содержали сведений о размещении в этих помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ввиду наличия противоречий и неточностей экспликация к поэтажному плану (часть технического паспорта) не могла быть принята в качестве доказательства по делу. Представленная в материалы дела фототаблица подтверждает доводы истца. Кроме того, технический паспорт, составленный 21 апреля 2022 года, свидетельствует о том, что спорное нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края и участвовавшим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также исследовав Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17 февраля 2010 года N 710, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками этого налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 ШС РФ).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов) устанавливалось, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ к числу таких объектов налогообложения относятся нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Статьей 1 Закона Камчатского края от 12 октября 2015 года N 671 "Об отдельных вопросах, связанных с применением на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется на территории Камчатского края, начиная с 1 января 2016 года.
Судом установлено, что в собственности истца находятся нежилые помещения N 91, 92, 105 в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилые помещения расположены в подвале и на первом этаже дома, имеют кадастровый номер N, общая площадь помещений составляет 204, 9 м2, назначение помещений - нежилое.
Согласно инвентаризационному делу, состоящему, в том числе, из технического паспорта, составленного ГУП "Камчатское краевое БТИ" 3 декабря 2008 года, спорный объект недвижимости образован путем объединения квартиры N 105 с нежилыми помещениями N 91 и N 92. Согласно экспликации к поэтажному плану в его состав входят торговые помещения суммарной площадью 80, 1 кв.м (16, 4 кв.м, 16, 6 кв.м, 25, 8 кв.м, 21, 3 кв.м), что составляет более 39% от общей площади объекта.
Из приобщенной к делу фототаблицы следует, что в нежилых помещениях расположен торговый объект - магазин "Левзея".
Отказывая в удовлетворении требования о признании не действующими в части оспариваемых Перечней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нежилое помещение включено в Перечни обоснованно, поскольку документы технического учета позволяют отнести его по своему назначению к объекту недвижимости, которое предусматривает размещение торгового объекта.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не усматривает.
О правомерности включения нежилого помещения в Перечни свидетельствует его назначение, указанное в документах технического учета - инвентаризационном деле - "торговое", из чего следует, что помещение подпадает под признаки объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые Перечни указанного объекта Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края имел в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенный выше технический паспорт, составленный специалистами уполномоченного на то учреждения, материалы административного дела не содержат.
Учитывая приведенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения в Перечень на 2019, Перечень на 2020 года и в Перечень на 2021 год нежилого помещения с кадастровым номером N.
При таком положении, поскольку для признания включения объекта недвижимости в Перечни законным суду достаточно было установить его соответствие хотя бы одному из условий, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, то доводы административного истца о необоснованном включении нежилого помещения по причине неустановления его фактического использования основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и не имеет правового значения для разрешения административного спора.
Нельзя признать обоснованными доводы административного истца о недействительности технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного по состоянию на 3 декабря 2008 года, поскольку доказательств в обоснование данных доводов им не представлено.
Внесенные 21 апреля 2022 года в технический паспорт объекта недвижимости изменения, то есть после утверждения оспариваемых Перечней в части назначения нежилого помещения, не свидетельствуют о недействительности ранее изготовленного технического паспорта и основанием к отмене судебного решения не являются.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца относительно определения процента использования помещений для размещения объекта торговли и не применения положений статьи 378.2 НК РФ к правоотношениям, связанным с налогообложением физических лиц. Выводы суда в указанной части подробно и аргументированно изложены в оспариваемом решении, оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степановой Н.П. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.