Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу ФИО6 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Тамбова от 20 сентября 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО7
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Тамбова от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2021 года, ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 70 часов.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ФИО9 просит отменить состоявшиеся судебные акты, считая их незаконными.
Потерпевшая ФИО10 извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) установлена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание "данные изъяты" детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители обязаны содержать своих "данные изъяты" детей. Порядок и форма предоставления содержания "данные изъяты" детям определяются родителями самостоятельно.
Как усматривается из представленных материалов дела, основанием для привлечения ФИО11 к ответственности послужили выводы о том, что, он, являясь должником по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Советского районного суда г. Тамбова от 5 октября 2009 года по гражданскому делу N 2-2339/09 по иску ФИО12 к ФИО13 о лишении родительских прав и взыскании алиментов в период с 24 марта по 9 августа 2021 года, без уважительных причин, не осуществлял выплату алиментов на содержание сына ФИО14 16 сентября 2004 года рождения, в размере ? части его заработка и иных доходов.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья, пришел к выводу, с которым согласился судья районного суда, о неуплате ФИО21 средств на содержание "данные изъяты" ребенка без уважительных причин в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Вместе с тем, с таким выводом и решением судьи районного суда нельзя согласиться ввиду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 41, частей 1 и 2 статьи 42 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 года N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место начиная с 2 апреля (часть 2 статьи 4.8 КоАП РФ).
По настоящему делу судебной инстанцией районного суда не проверена правомерность исчисления периода неуплаты алиментов ФИО15 как признака объективной стороны части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 24 марта по 9 августа 2021 года.
В нарушение вышеприведенных норм и правовой позиции, оставлены без внимания постановление от 25 декабря 2019 года о приостановлении исполнительного производства в отношении Нестерова В.А. и постановление от 24 мая 2021 года о возобновлении данного исполнительного производства (л.д. 35-36), отсутствует вывод о том, обязан ли был ФИО20 уплачивать алименты с 25 декабря 2019 года по 24 мая 2021 года.
По делу не установлена дата извещения ФИО16 о том, что исполнительное производство возобновлено; не установлена дата окончания срока уплаты ежемесячного платежа Нестеровым В.А, после возобновления исполнительного производства, с целью исчисления двухмесячного срока неуплаты алиментов.
Кроме этого, не учтены добровольно уплаченные ФИО17 денежные средства (л.д.14-17).
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства в районном суде, по данному делу не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО18 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное, а также вышеприведенную правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО19, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Тамбова.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.