Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по доверенности Полухиной Ю.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13 октября 2020 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 19 февраля 2021 года, решение судьи Тверского областного суда от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 19 февраля 2021 года, МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" (далее также предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Кроме того, указанным постановлением признаны издержками по делу об административном правонарушении сумму в размере 39 715 рублей 07 копеек, затраченную Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области на проведение работ по отбору 29 октября 2019 года, выполнению химических анализов проб (почвы, отходов) филиалом "ЦЛАТИ по Тверской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по заданию N 9-ц от 29 октября 2019 года. МУП МО ТО "Калининский район" ""Коммунальные системы Калининского района".
Решением судьи Тверского областного суда от 24 мая 2021 года названные постановление должностного лица и решение судьи районного суда были изменены в части назначенного предприятию наказания.
Размер административного штрафа был снижен до 200 000 рублей.
В остальной части указанные акты судьей областного суда были оставлены без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по доверенности Полухина Ю.С. просит отменить постановления, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее также Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ) определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Частями 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2020 года в 12 часов 00 минут должностным лицом министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на основании задания N 170 от 27 мая 2020 года заместителя министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьева О.Ю. проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 69:10:0140134:6, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, пгт. Васильевский Мох.
В ходе осмотра данного земельного участка установлен факт сброса неочищенных сточных вод на почву (координаты N 57.013896 Е 35.909229).
Сброшенные сточные воды имели черный цвет и характерный запах хозяйственно-фекальных вод. В результате сброса сточных вод на почве образовалась площадка их размещения размером 3, 2 м в длину, шириной 0, 3 м.
В ходе осмотра специалистами аккредитованной лаборатории отобраны пробы почв с загрязненного участка и фоновой пробы, а также сточной воды.
По результатам осмотра составлен акт мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 28 мая 2020 года.
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования (протокол токсикологических испытаний N 67-Б/РО от 04 июня 2020 года) установлено, что отобранная проба сточной воды обладает острой токсичностью для тест-объектов и относится к IV классу опасности для окружающей среды.
Результаты химического анализа почвы (объединенной), отобранной на участке почвы размером 3, 2 м на 0, 3 м (координаты N 57.013896 Е 35.909229), загрязненном сточными водами, (протокол испытаний N 36- П/ЦО от 05 июня 2020 года) показали превышения над фоновыми значениями (протокол испытаний N 35-П/ЦО от 05 июня 2020 года) по следующим показателям: аммоний обменный - в 5, 8 раз; фосфор (подвижные соединения) - в 1, 9 раза; сульфат-ион (в водной вытяжке) - в 3, 2 раза; хлорид-ион (в водной вытяжке) - в 1, 2 раза; нитраты - в 1, 9 раза; нефтепродукты - в 7, 9 раз.
Превышение содержания данных веществ в почве над фоновым показателем непосредственно связаны со сбросом на почву жидких отходов (сточных вод), содержащих данные вещества и относящихся к IV классу опасности для окружающей среды.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года N 238, произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса на нее отходов производства и потребления, который составил 1996 рублей 80 копеек.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: обращением Власенковой Н. от 27 мая 2020 года (т. 1 л.д. 34); заданием на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области "Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области" с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями N 170 от 27 мая 2020 года (т. 1 л.д. 35); актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 28 мая 2020 года с прилагаемой фототаблицей (т. 1 л.д. 36-38); заданием на проведение отбора проб в рамках осуществления государственного экологического надзора от 28 мая 2020 года (т. 1 л.д. 39); результатами проведенных исследований филиалом ЦЛАТИ по Тверской области: заключением по проведенным исследованиям в рамках Государственного контракта N 18 от 07 апреля 2020 года по заданию N 9-ц от 28 мая 2020 года; актами отбора проб NN 35- ГТ/ЦО, 36-П/ЦО, 69-Б, 70-Б, 67-Б, 68-Б, 486-В/ЦО, 488-В/ЦО, 489-В/ЦО, 487- В/ЦО; протоколами испытаний NN 487-В/ЦО, 486-В/ЦО, 489-В/ЦО, 488- В/ЦО от 04 июня 2020 года; протоколами токсикологических испытаний NN 68-Б/РО, 67-Б/РО, 69-Б/РО, 70-Б/Р0 от 04 июня 2020 года; протоколами испытаний NN 36-П/ЦО, 35-ПУЦО от 05 июня 2020 года; пояснениями по результатам токсикологического анализа методом биотестирования к протоколам испытаний NN 67-Б/РО, 70-Б/Р0 от 04 июня 2020 года, исчислением размера вреда, причиненного почвам (т. 1 л.д. 41-64, 68-69); соглашением о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией поселения и администрацией района N 15 от 25 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 72-74); актом приема-передачи от 2017 года (т. 1 л.д. 75); ответом администрации МО ТО "Калининский район" от 09 июля 2020 года N 09/1546 (т. 1 л.д.
77); постановлением администрации МО ТО "Калининский район" N 919 от 02 июля 2018 года с прилагаемым перечнем имущества (т. 1 л.д. 78-79); актом приема-передачи материальных ресурсов (имущества) от 02 июля 2018 года (т. 1 л.д. 80); техническим планом сооружений (т. 1 л.д. 81); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУП МО ТО "Калининский район" ""Коммунальные системы Калининского района" (т. 1 л.д. 82-85); выписка из ЕГРН в отношении сооружения с кадастровым номером 69:10:0000000:1066 (т. 2 л.д. 14 (оборотная сторона) - 16); протоколом об административном правонарушении N 268 от 10 августа 2020 года (т. 1 л.д. 89-93) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, деяние МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что МУП МО ТО "Калининский район" ""Коммунальные системы Калининского района" не является субъектом вмененного административного правонарушения, проверены нижестоящими судебными инстанциями и признаны неубедительными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из совокупности представленных доказательств, в том числе письменного ответа законного представителя предприятия Демина Н.Н. от 07 октября 2020 года (т. 1, л.д. 164), следует, что именно предприятие является организацией, осуществляющей эксплуатацию канализации в целях водоотведения в пгт. Васильевский Мох.
При таких обстоятельствах должностным лицом и судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что предприятие должно представить доказательства принятия" всех зависящих от него мер для соблюдения правил и требований законодательства об окружающей среде.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, и не ставят под сомнение наличие в деянии МУП МО ТО "Калининский район" ""Коммунальные системы Калининского района" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судебных инстанций не свидетельствует о том, что ими допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также не свидетельствует о невиновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы по данному делу должностным лицом министерства природных ресурсов и экологии Тверской области проверка предприятия не проводилась.
В связи с этим доводы жалобы о том, что при проведении такой проверки были нарушены права предприятия, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", также нельзя признать убедительными.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела. По своей сути данные доводы являются правовой позицией подателя жалобы и не указывают на наличие каких-либо существенных нарушений процессуальных требований и норм материального права, которые могли бы повлиять на исход дела и повлечь отмену либо изменение обжалуемых судебных актов.
Административное наказание назначено предприятию с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях менее минимального размера санкции части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13 октября 2020 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 19 февраля 2021 года, решение судьи Тверского областного суда от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по доверенности Полухиной Ю.С. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.