Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 апреля 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Стартмейл Б.В. Абашиной Е.В. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 октября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Стартмейл Б.В. к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре Российской Федерации об оспаривании решений, действий (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-322/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административных ответчиков Роскомнадзора Свириденко Д.В, Генеральной прокуратуры РФ Смирновой М.В, судебная коллегия
установила:
Компания Startmail B.V. (Стартмейл Б.В.) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконными решений и действий Роскомнадзора по включению принадлежащих заявителю доменных имен и сетевых адресов в реестр блокировок по статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", признании незаконным решения Генеральной прокуратуры РФ от 22 января 2020 года N 27-31-2020/ИД517-20, возложении на Роскомнадзор обязанности исключить сетевые адреса и/или доменные имена интернет-сервиса "Startmail.com", принадлежащие заявителю, из реестра блокировок по статье 15.3 Закона N 149-ФЗ (удалить реестровую запись) и незамедлительно уведомить по системе взаимодействия операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет, о необходимости восстановления доступа к информационным ресурсам доменным именам и сетевым адресам заявителя.
Требования мотивированы тем, что Роскомнадзор произвольно внес административного истца в реестр организаторов распространения информации в сети Интернет, в то время, когда истец не размещает и распространяет противоправную информацию. Функционал почтового сервиса "Startmail.com" этого не предусматривает, передача частных сообщений возможна от отправителя к получателю, сервис не предназначен для размещения информации для всеобщего сведения либо доступа неограниченного круга лиц.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 октября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Смартмейл Б.В. отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и второй инстанций установлено, что Startmail B.V. осуществляет деятельность по обеспечению функционирования, предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта https://smartmail.com.
В Роскомнадзор из Федеральной службы безопасности РФ поступило письмо от 12 декабря 2019 года N 137/2/2/5105 о внесении в реестр организаторов распространения информации в сети Интернет Startmail B.V.
В этой связи 17 декабря 2019 года Роскомнадзором на адреса электронной почты support@startmail.com, legal@startmail.com, abuse@startmail.com, принадлежащие административному истцу, направлено требование о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.
25 декабря 2019 года Роскомнадзором направлено уведомление о неисполнении Startmail B.V. соответствующей обязанности, предусмотренной статьей 10.1 Закона N 149-ФЗ.
27 декабря 2019 года Startmail B.V. направил в Роскомнадзор запрашиваемое уведомление.
Решением Роскомнадзора от 27 декабря 2019 года в отношении Startmail B.V. внесена реестровая запись 210-РР в реестр организаторов распространения информации.
22 января 2020 года в Роскомнадзор поступило требование заместителя Генерального прокурора РФ от 22 января 2020 года N 27-31-2020/ИД517-20 о принятии мер по ограничению доступа к почтовому сервису "Startmail.com", а также к техническим сервисам, обеспечивающим его функционирование, посредством которых обеспечивалось распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений: массовой рассылки сообщений об угрозах минирования объектов социальной инфраструктуры и органов государственной власти.
23 января 2020 года Роскомнадзором на адрес электронной почты, принадлежащий владельцу информационного ресурса, было направлено уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (часть 1).
Согласно части 1 статьи 15.3 Закона N 149-ФЗ В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
В силу части 1.1. статьи 15.3 Закона N 149-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи и поступившего в отношении недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, которая размещена на информационном ресурсе, зарегистрированном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевого издания, незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе.
Установив, что с зарубежного почтового сервиса Startmail.com (Нидерланды) на адреса электронной почты органов судебной власти в 16 регионах Российской Федерации поступило более одной тысячи сообщений с угрозами их минирования, в тексте сообщений также указывалось свыше 16 тысяч объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы, объекты транспорта, иные места массового пребывания людей), расположенные в основном в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, в результате чего проводилась массовая эвакуация людей, были отвлечены значительные силы и средства органов МВД России и МЧС России, государству причинен материальный ущерб, оценив эти обстоятельства применительно к положениям нормативных правовых актов в соответствующей сфере правового регулирования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий и решений административных ответчиков незаконными.
Судебная коллегия не находит каких-либо оснований не согласиться с указанными выводами.
В жалобе приводятся доводы о нарушении порядка ограничения доступа к информационным ресурсам организатора распространения информации, предусмотренного частью 2 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ, полагая, что такое ограничение возможно лишь на основании решения суда.
Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку статья 15.4 Закона N 149-ФЗ регулирует порядок ограничения доступа к информационным ресурсам организатора распространения информации в случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, в то время, когда в рассматриваемом случае основанием ограничения доступа к информационному ресурсу послужило размещение информации, распространяемой с нарушением закона, а не установление факта неисполнения обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 Закона.
В кассационной жалобе повторяются доводы, ранее приведенные в апелляционной жалобе, о невозможности осуществления распространения сообщений, содержащих угрозы минирования.
Этим доводам дана надлежащая оценка, судебная коллегия соглашается с ними по мотивам, изложенным в апелляционной определении, о подтверждении распространения соответствующих сообщений органами ФСБ.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу части 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия кассационного суда не входит, и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Стартмейл Б.В. Абашиной Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.