Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 апреля 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Чихватова Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 19 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 14 октября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Иваново, начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново об оспаривании разрешения на строительство (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1522/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Чихватова Е.В. - Савельева А.В, судебная коллегия
установила:
Чихватов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Иваново, начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново об оспаривании разрешения на строительство от 7 августа 2019 года N RU37302000-0064-2019, выданное Администрацией города Иваново ООО "Специализированный застройщик "ИнвестРеал", на строительство 9-ти этажного двухсекционного жилого дома по адресу: "адрес".
Требования мотивировал тем, что в июне 2021 года ему стало известно, что разрешение на строительство выдано с нарушениями норм законодательства, а именно с нарушением требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, также норм СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные "Требования пожарной безопасности", поскольку расстояние от возводимого жилого дома до АЗС менее 25 метров. Разрешение на строительство также не учитывает и нарушает охранную зону дендрологического парка школы N 56, который относится к особо охраняемым природным территориям, расположенного между домом административного истца и спорным многоквартирным жилым домом. Оспариваемое разрешение на строительство нарушает его права и законные интересы, в частности право на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции РФ, а также создает угрозу жизни и здоровья административного истца и членов его семьи.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 19 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 14 октября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Чихватова Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Чихватова Е.В. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Чихватов Е.В. проживает по адресу: "адрес".
5 августа 2019 года ООО "Специализированный застройщик "ИнвестРеал" обратился в Администрацию г. Иваново за оказанием муниципальной услуги - получением разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, предоставив заявление, проектную документацию по объекту "9-ти этажный двухсекционный жилой дом по "адрес", разработанную ИП Шахматовой Е.В, положительное заключение экспертизы, подготовленное ООО "Центр независимых экспертиз", выписку из ЕГРН, градостроительный план земельного участка, копию свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям и по инженерно-геодезическим изысканиям.
7 августа 2019 года Администрацией г. Иваново указанное разрешение застройщику выдано.
30 ноября 2020 года ООО "Специализированный застройщик "ИнвестРеал" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного выше объекта - многоквартирного 9-ти этажного двухсекционного жилого дома по адресу: "адрес", которое незаконным не признано.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), в частности при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик должен приложить к заявлению в числе прочих документов правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектную документацию, подготовленную специализированной организацией в порядке статьи 48 ГрК РФ.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" постановлением Администрации города Иваново от 5 марта 2019 года N 271 разработан и утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации".
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотрен пунктом 2.8 Административного регламента, к которым относятся:
отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6.1.1 настоящего Регламента;
несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;
несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории.
Пунктом 2 статьи 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно Таблице 15 приложения к названному Закону противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до жилых и общественных зданий составляет 25 метров.
Аналогичные нормы установлены и положениями СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные "Требования пожарной безопасности", утвержденными Приказом МЧС России от 5 мая 2014 года N 221.
Установив, что согласно инженерно-экологическим изысканиям Техничексого отчета "Строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Иваново, 2-я Южная", проведенного ООО "Центр проектирования и инженерных изысканий" автозаправочная станция "Ивнефтеторг" располагается с северной стороны на расстоянии 26 метров от участка изысканий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении противопожарного расстояния от автозаправочной станции, принадлежащей ИП Тремасова, до спорного объекта.
Суды нижестоящих инстанций на основе анализа положений Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", оценки применительно к ним паспорта памятника природы Ивановской области "Дендрологический сад школы
N 56", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 2 марта 2016 года N 52-п, в котором охранная зона данного памятника природы не установлена, отсутствии сведений о наличии охранной зоны этого памятника природы по данным публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте "Росреестр", Генерального плана г. Иваново, установления того факта, что расстояние от участка изысканий - спорного многоквартирного дома до особо охраняемой природной территории - Дендрологический сад школы N 56 составляет 80 метров, сделали вывод об отсутствии нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях при выдаче оспариваемого разрешения на строительство.
Не соглашаясь с выводами судов обеих инстанций, административный истец в кассационной жалобе приводит доводы о том, что противопожарная стена возведена с нарушением обязательных требований, установленных в статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ, застройщик нарушил требования о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых размещается объект капитального строительства.
Между тем, указываемая норма регулирует вопросы относительно сведений, которые должен содержать градостроительный план земельного участка, порядка обращения за его получением и выдачи градостроительного плана земельного участка, в то время, когда предметом спора в рассматриваемом случае является разрешение на строительство многоквартирного дома.
Сведения о расстоянии между автозаправочной станцией и от участка изысканий в 26 метров содержатся в разделе инженерно-экологических изысканий технического отчета строительства спорного многоквартирного жилого дома.
В этой связи нарушений норм процессуального права, выразившихся в неназначении судом судебной экспертизы на предмет определения указанного расстояния, при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Данное обстоятельство нельзя признать влияющим на законность обжалуемых судебных актов, поскольку имеющее значение для правильного разрешения спора обстоятельство судами достоверно установлено.
Ссылка на другое дело по иску иного лица об оспаривании постройки противопожарной стены не являлось основанием для приостановления рассмотрения настоящего дела, поскольку оно касалось иных обстоятельств и разрешению настоящего спора, основанных на других обстоятельствах, не препятствовало.
Что касается определений суда первой инстанций об отказе в удовлетворении стороны административного истца об отводе председательствующего судьи, то они мотивированы в соответствии с положениями статьи 31 КАС РФ и доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайств отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 19 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 14 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чихватова Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.