Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Васильевой Т.Г. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 июня 2022 г. по кассационной жалобе Горланова Андрея Сергеевича на решение Тверского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 г.
гражданское дело N 2-2965/2021 по иску Горланова Андрея Сергеевича к департаменту здравоохранения города Москвы об обязании обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, выслушав объяснения представителя Горланова А.С. - Ахмадуллина Ф.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Департамента здравоохранения города Москва Штефан Д.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горланов А.С. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Москва об обязании обеспечить лекарственным препаратом "Кафтрио" 730 таблеток в год, "Калидеко" 365 таблеток в год, ссылаясь на то, что он является инвалидом с детства, вторая группа, ему установлен диагноз: муковисцидоз (F508del/F508del), тяжелое течение. Хронический гнойно-обструктивный бронхит, ремиссия. Множественные бронхоэктазы. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей. Хронический панкреатит. Хроническая панкреатическая недостаточность. Белково-энергетическая недостаточность. Хронический пансинусит, тяжелое течение. Кофосколиоз.
Протоколом консилиума Федерального медико-биологического агентства ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии" от 2 декабря 2020 г. принято решение о том, что улучшение клинического состояния пациента возможно на фоне ежедневного приёма препарата "Трикафта" или "Кафтрио" в сочетании "Калидеко". Препарат "Кафтрио" 730 таблеток в год и "Калидеко" 365 таблеток в год необходимы истцу по жизненным показаниям. В отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки.
10 февраля 2021 г. по вопросу бесплатного предоставления Горланову А.С. лекарственных препаратов истец обратился в Департамент здравоохранения города Москвы, в котором просил незамедлительно организовать обеспечение указанными лекарственными препаратами, в чём ему было отказано.
По мнению истца, он имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенных по жизненным показаниям, как инвалид 2-ой группы.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, истцом Горлановым А.С. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, не верное установление обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что, отказывая в иске, суды не учли, что лекарственные препараты необходимы ему по жизненным показаниям. Необходимость приёма данных препаратов дважды подтверждена решениями консилиумов врачей федерального учреждения.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Горланов А.С. не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 7 июня 2022 г, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав объяснения представителя Горланова А.С. - Ахмадуллина Ф.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Департамента здравоохранения города Москва Штефан Д.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, представленные суду возражения на жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд находит доводы жалобы заслуживающими внимания, а судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Горланов А.С, 3 августа 2001 года рождения, является инвалидом 2-ой группы, инвалидность установлена ФКУ "ГБ МСЭ по городу Москве" Минтруда России с детства бессрочно.
Горланову А.С. установлен диагноз: муковисцидоз (F508del/F508del), тяжелое течение. Хронический гнойно-обструктивный бронхит, ремиссия. Множественные бронхоэктазы. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей. Хронический панкреатит. Хроническая панкреатическая недостаточность. Белково-энергетическая недостаточность. Хронический пансинусит, тяжелое течение. Кофосколиоз.
Протоколом консилиума Федерального медико-биологического агентства ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии" от 2 декабря 2020 г. принято решение о том, что улучшение клинического состояния пациента возможно на фоне ежедневного приёма препарата "Трикафта" или "Кафтрио" в сочетании "Калидеко". Препарат "Кафтрио" 730 таблеток в год и "Калидеко" 365 таблеток в год необходимы истцу по жизненным показаниям. В отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки.
10 февраля 2021 г. по вопросу бесплатного предоставления Горланову А.С. лекарственных препаратов истец обратился в Департамент здравоохранения города Москвы, в котором просил незамедлительно организовать обеспечение указанными лекарственными препаратами, в чём ему было отказано.
Ответом Департамента здравоохранения города Москвы от 18 марта 2021 г. N 50-30-33405/21 Горланову А.С. разъяснен порядок обеспечения лекарственными препаратами на территории города Москвы. Указано, что администрацией ГБУЗ "КДП N 121 ДЗМ" направлен запрос на имя главного внештатного специалиста-пульмонолога ДЗМ Белевского А.С. с просьбой предоставить заключение о необходимости обеспечения по жизненным показаниям незарегистрированным в России препаратом таргетной терапии "Трикафта" из расчёта приёма 2 таблетки утром. При получении согласования будут подготовлены документы для проведения в установленном порядке процедуры индивидуальной закупки.
Протоколом заседания консилиума ФГБУ НИИ Пульмонологии ФМБА России от 30 июня 2021 г. консилиум в составе заведующего клиническим отделом НИИ пульмонологии ФМБА России, главного внештатного пульмонолога Министерства здравоохранения Российской Федерации, члена-корреспондента РАН, профессора Авдеева С.Н, заведующего лабораторией муковисцидоза ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России Амелиной Е.Л. и старшего научного сотрудника ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России Красовского С.А. вновь было принято решение, что улучшение клинического состояния пациента возможно на фоне ежедневного приёма таргетной терапии генными корректорами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор=ивакафтор (трикафта). Годовая потребность 730 таблеток "Кафтрио" и 365 таблетко "Калидеко". Данные препараты необходимы Горланову А.С. по жизненным показаниям. В отсутствие лечения указанными препаратами жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки. Консулиумом отмечено, что 10 июня 2020 г. Горланов А.С. начал приём таргетного препарата "Трикафта". НА фоне таргетной терапии клиническое состояние больного стабилизировалось, температура тела нормализовалась, улучшилось весо-ростовые показатели - масса тела увеличилась до 66 кг. При росте 181 см.С 28 июля 2020 г. Mycobacterium abscessus в микробиологическом анализе мокроты не выявлена, отмечена выраженная положительная динамика в картине КТ органов грудной клетки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Горланова А.С. о возложении на Департамент здравоохранения обязанности обеспечить бесплатно лекарственными препаратами, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, со ссылкой на положения статей 37, 44, 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", статьи 6.2, 6.3 Федерального закона Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановление Правительство Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Правила ввоза лекарственных средств для медицинского пременения в Российскую Федерацию, Положение о Департаменте здравоохранения города Москвы, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2012 г. N 425-ПП, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца бесплатно лекарственными средствами.
При этом суд исходил из того, что Горлановым А.С. не получено заключение врачебной комиссии либо консилиума врачей учреждений города Москвы необходимое для закупки и ввоза необходимым по жизненным показаниям лекарственных препаратов за счёт средств бюджета Департамента здравоохранения города Москвы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 2-ой группы.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1416 "О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 30 октября 2019 г. N 930 (в редакции от 11 августа 2020 г. N 805), утверждён Порядок обеспечения в городе Москве лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что при наличии у лица, больного 14 ВЗН, медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, по торговым наименованиям осуществляется по решению врачебных комиссий медицинских организаций, указанных в приложении 1 к настоящему Порядку, с учетом заключения главного внештатного профильного специалиста Департамента здравоохранения города Москвы.
В соответствии с пунктами 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного постановление Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. N 425-ПП, основными полномочиями Департамента здравоохранения города Москвы, как органа исполнительной власти города Москвы являются:
- установлении мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, по вопросам организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;
- разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами и установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактически отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
- организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы.
Системное толкование приведенных положений закона и нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города Москвы, осуществление финансирование возложена на Департамент здравоохранения города Москвы.
Отказывая в удовлетворении иска Горланова А.С, суды исходили из того, что в отсутствие решения врачебной комиссии либо консилиума врачей учреждения города Москвы невозможен ввоз лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациента Горланова А.С.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции, считает, что суды не учли, что обеспечение Горланова А.С. лекарственными препаратами необходимыми ему по жизненным показаниям, как инвалида 2-ой группы в силу закона осуществляется бесплатно. Отсутствие решение регионального заключения врачебной комиссии или консилиума врачей не может умалять его право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, назначенными ему консилиумом врачей ФГБУ НИИ Пульмонологии ФМБА России от 2 декабря 2020 г. и 30 июня 2021 г. по жизненным показаниям.
Суды не дали оценку тому обстоятельству, что ответчик право истца на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами не оспаривал. При этом суд оставил без внимания то обстоятельство, что для обеспечения истца лекарственными препаратами Департаментом здравоохранения был направлен запрос внештатному специалисту-пульмонологу ДЗМ о предоставлении соответствующего заключения. Суд не выяснил и не истребовал у ответчика, какое решение было принято данным специалистом. Как и не учёл то, что истец регулярно наблюдается врачами-специалистами ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ", которое в силу Приложения N 1 приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 30 октября 2019 г. N 930 относится к Перечню медицинский организаций, осуществляющий назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты для обеспечения лиц, больных муковисцидозом.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска нельзя признать правильным.
С учётом изложенного, решение Тверского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тверской районный суд города Москвы в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.