Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО7, судей ФИО10, ФИО8, при участии прокурора ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к акционерному обществу " "адрес" единый информационно-расчетный центр (АО "ЯрОбл ЕИРЦ") о возложении обязанности о перерасчете.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО10, объяснения третьего лица ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора ФИО9, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес" обратился в суд в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, в интересах ФИО1, с иском к акционерному обществу "ЯрОбл ЕИРЦ", в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчеты: компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на сумму 1749 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации расходов на оплату отопления на сумму 5159 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению (тепловая энергия) - подогреву воды, теплоноситель (горячая вода) на сумму 2638 рублей 97 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также взыскать в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" в интересах ФИО1 отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФИО1 обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что судами неверно истолкованы положения статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; не учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; не принято во внимание апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПГ16-10.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, 1953 года рождения, со своей супругой ФИО2 проживает по адресу: "адрес", р. "адрес", является инвалидом II группы. По указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано два человека.
ФИО1 и ФИО2 являются собственниками указанного жилого помещения, каждый по 1/2 доли.
АО " "адрес" единый информационно-расчетный центр" осуществляет по указанному адресу расчет жилищно-коммунальных услуг, в том числе, расчет и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории "адрес".
"адрес" в интересах ФИО1 заявлены требования к АО "ЯрОбл ЕИРЦ" о перерасчете компенсации расходов на уплату жилищно-коммунальных платежей по указанному жилому помещению, где проживает инвалид ФИО1, поскольку расчеты ответчика являются несоответствующими закону.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах ФИО1, суд первой инстанции, установил, что расчеты, используемые АО "ЯрОблЕИРЦ" произведены в соответствии с постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории "адрес"", которые предусматривают расчеты мер социальной поддержки на одного человека и делятся на количество зарегистрированных лиц в жилом помещении, в связи с чем пришел к выводу, что расчеты по компенсации расходов инвалиду ФИО1 в размере 50 % от начисленной и уплаченной суммы на одного человека на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расходов на оплату отопления, расходов на оплату коммунальных услуг (по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению (тепловая энергия) - подогреву воды, теплоноситель (горячая вода) ответчиком АО "ЯрОбл ЕИРЦ" произведены в соответствии с указанным нормативным актом, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вывода суда первой инстанции основаны на следующем.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.
В силу ст. 17 Федерального закона N181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
-платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 28.2 Федерального закона N181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
На территории "адрес" предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям инвалидам и гражданам, имеющим детей инвалидов, осуществляется в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "Социальный кодекс "адрес"", постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории "адрес"".
Согласно пункту 1.1 указанного Постановления порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории "адрес" (далее - Порядок) определяет механизм расчета размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории "адрес" (далее - льготополучатель(и)) в том числе в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пункта 2.1 Порядка расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате потребляемых жилищно-коммунальных услуг льготополучателем осуществляется в соответствии с подпунктами 2.1.1-2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 Порядка.
Проверив представленные в материалы дела расчеты АО "ЯрОблЕИРЦ", суд первой инстанции установил, что последние произведены в полном соответствии с постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории "адрес"". При этом особо отметил, что законодателем меры социальной поддержки предоставляются только гражданину-инвалиду, а не членам его семьи, что прямо следует из части 13 статьи 17 ФЗ 181-ФЗ.
Судебная коллегия в апелляционном определении согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что истцом неверно толкуется ст.17 Федерального закона N181-ФЗ, поскольку из ее содержания очевидно, что законодателем к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены только инвалиды, но не члены их семьи, проживающие с ними.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов не имеется, они исчерпывающе мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПГ16-10, вынесенное по иному делу, не может быть принята во внимание, так как каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств. Апелляционное определение, на которое указано заявителем, вынесено на основании обстоятельств, не аналогичных обстоятельствам настоящего дела.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что суд неправильно истолковал положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не учел все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона, лицо, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Все доводы и доказательства, приводимые ФИО1 в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Оснований для отмены судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с судебными постановлениями и направлены не переоценку доказательств.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.