Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5, судей ФИО9, ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении срока для принятия наследства по завещанию, признании права собственности за ФИО1 на наследственное имущество (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-3675/2019), по кассационной жалобе ФИО4 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения представителя ФИО4 - адвоката по ордеру ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истец ФИО1 обратилась в Пресненский районный суд "адрес" с иском к ФИО3 о восстановлении срока для принятия наследства по завещанию, признании права собственности за ФИО1 на наследственное имущество.
В ходе судебного разбирательства судом было произведено процессуальное правопреемство, согласно которому ответчик ФИО3 была заменена на ФИО4
Решением Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к ФИО4 о восстановлении срока для принятия наследства по завещанию, признании права собственности за ФИО1 на наследственное имущество удовлетворены. Восстановлен срок для принятия наследства по завещанию для ФИО1 после смерти наследодателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как пропущенный по уважительной причине. За ФИО1 признано право собственности на наследственное имущество, а именно 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 47, 6 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Пресненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым установлен факт принятия ФИО1 наследства по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. За ФИО1 признано право собственности на квартиру по адресу: "адрес", в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Апелляционное определение является основанием для погашения в ЕГРП записи о собственности ФИО3 на квартиру по адресу: "адрес". В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказано.
Ответчик ФИО4 обратился в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда с заявлением о пересмотре определения от ДД.ММ.ГГГГ по вновь открывшимся обстоятельствам, каковыми он считает заключение специалиста ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда отказала в удовлетворении заявления ответчика ФИО4 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ФИО4 выражает несогласие с судебным постановлением, считает, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права. В обоснование доводов жалобы кассатор отмечает, что судом не дана надлежащая оценка представленному заключению специалиста.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявления о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся обстоятельствам, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходила из того, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик в заявлении о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся обстоятельства, не могут быть признаны вновь открывшимися, поскольку заключение специалиста получено после вынесения апелляционного определения.
У судебной коллегии Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ГПК РФ судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются: вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства; новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ к вновь открывшимся обстоятельствам относятся: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда; преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
Анализ названной нормы права позволяет сделать вывод о том, что пересмотр судебных актов выступает дополнительной процессуальной гарантией защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов участников гражданско-правовых отношений, позволяя при наличии обстоятельств, указанных в законе, в специфической процессуальной процедуре производить проверку правильности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Приведенный перечень оснований для пересмотра решений суда, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам является исчерпывающим и расширению не подлежит.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений", вновь открывшимися обстоятельствами, указанными в п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления.
Вопреки доводам кассационной жалобы принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не являются вновь открывшимися обстоятельствами по делу, и не дают правовых оснований к пересмотру вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.