Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Кумачевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева Виктора Александровича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске, АО "Смоленский авиационный завод" о назначении государственной пенсии по выслуге лет из числа работников летно-испытательного состава, о возложении обязанности по внесению сведений в систему индивидуального персонифицированного учета, по кассационной жалобе ОПФР по Смоленской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, истца Королева В.А. и его представителя, полагавших кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила
Королев В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске, АО "Смоленский авиационный завод" о назначении государственной пенсии по выслуге лет из числа работников летно-испытательного состава, о возложении обязанности по внесению сведений в систему индивидуального персонифицированного учета, указав в обоснование заявленных требований, что 11 февраля 2020 года обратился в УПФР в г. Смоленске с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как гражданину из числа работников летно-испытательного состава. Однако 11 марта 2020 года УПФР в г. Смоленске отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В обоснование требований к АО "САЗ" истец указал, что завод в карту персонифицированного учета истца не внес сведения о работе в особых условиях.
Ссылаясь на то, что отказ основан на неверном толковании норм материального права, истец, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, просил суд признать незаконным отказ УПФР в г. Смоленске в назначении пенсии как гражданину из числа работников летно-испытательного состава; обязать УПФР в г. Смоленске по состоянию на 01 февраля 2020 года в выслугу лет истца для расчета и назначения пенсии в должностях летно-испытательного состава включить периоды нахождения на должностях летно-испытательного состава; определить выслугу для расчета и назначения пенсии 74 года 2 дня, из которых в выслугу для расчета и назначения пенсии в должностях летно-испытательного состава на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов включить периоды нахождения на должностях: с 14 мая 1999 г. по 24 ноября 2010 г. (с выслугой 13.09.04) - старшего летчика испытателя 619 ВПМОРФ Московского Военного округа, с 1 августа 2011 г. по 31 января 2020 г. (с выслугой 08.10.26) - летчика - испытателя 2-го класса гражданского персонала АО "Смоленский авиационный завод", а всего в должностях летно-испытательного состава на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов включить выслугу для назначения пенсии 22 г. 8 месяцев 18 дней; обязать УПФР в г. Смоленске с 1 февраля 2020 г. назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года ФЗ-166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере 1 500% размера социальной пенсии за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"; взыскать с УПФР в г. Смоленске судебные расходы по делу.
Также истец просил суд обязать АО "САЗ" внести изменения в систему индивидуального (персонифицированного) учета в части периода с 17 августа 2013 года по 01 февраля 2020 года, указав их с кодом работы в особых условиях.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2020 г. исковые требования Королева В.А. удовлетворены частично. На УПФР в г. Смоленске возложена обязанность зачесть в выслугу лет Королева В.А, дающую право на страховую пенсию по старости, периоды работы в летно-испытательном составе, непосредственно занятом в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники. Выслуга лет Королева В.А. на должности летчика-испытателя летно-испытательного состава, непосредственно занятого в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники, на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов определена 29 лет 10 месяцев 25 дней. На УПФР в г. Смоленске возложена обязанность назначить Королеву В.А. с 01 марта 2020 г. страховую пенсию в размере 1500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", внести корректировку в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе Королева В.А. в особых условиях в период с 17 сентября 2013 года по 31 декабря 2018 года в должности летчика - испытателя ЛИС в АО "САЗ".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 г. внесены изменения в резолютивную часть решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2020 года, вместо фразы "страховую пенсию по старости" считать "государственную пенсию за выслугу лет".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 года, изменившее решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2020 года отменено в части возложения на УПФР в г. Смоленске обязанности назначить Королеву В.А. с 01 марта 2020 года государственную пенсию за выслугу лет, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Смоленский областной суд.
В остальной части решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 года оставлены без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2021 года внесены изменения в абзац 9 резолютивной части решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2020 года, с изложением его в следующей редакции: "Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Смоленске произвести перерасчет Королеву В.А. пенсии за выслугу лет с 01 марта 2020 года, исходя из 1500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2021 года в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет истцу пенсии за выслугу лет с 01 марта 2020 года исходя из 1 500 % размера социальной пенсии, отказав в иске в данной части. При этом, кассатор обращает внимание на то, что ни по состоянию на 01 марта 2020 года, ни на дату принятия судом первой инстанции решения 25 ноября 2020 года, ни на дату принятия судом апелляционного определения, истец не отказался от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, требований о переводе с одного вида пенсии на другой истцом не заявлялось, как и требование о перерасчете пенсии. Государственная пенсия за выслугу лет истцу не назначалась, законодательством не установлена возможность перерасчета не назначенной пенсии, также как не предусмотрена возможность назначения части пенсии, за вычетом полученной по другому ведомству из других источников (в данном случае по линии Министерства обороны). Кассатор обращает внимание на то, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку истцом не ставился вопрос о перерасчете пенсии за выслугу лет.
В силу ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Королев В.А. замещал должность летчика-испытателя летного состава, с непосредственным выполнением испытательных полетов на штатных рабочих местах летательных аппаратов, в следующие периоды: с 14 мая 1999 года по 24 ноября 2010 года проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в должности старшего летчика-испытателя 619 военного представительства (территориального) МО РФ; с 01 августа 2011 года по 31 августа 2013 года замещал должность летчика-испытателя 2-го класса в порядке замещения вакантной воинской должности "летчик-испытатель" в качестве лица гражданского персонала 619 военного представительства (территориального) Министерства обороны Российской Федерации; с 17 сентября 2013 года по 01 февраля 2020 года работал в должности летчика-испытателя ЛИС в АО "Смоленский авиационный завод".
С 25 ноября 2010 года истец Королев В.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в ВКСО и получает пенсию за выслугу лет, назначенную ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Также, истец с 02 июня 2017 года является получателем страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты), как военнослужащий, достигший пенсионного возраста в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Полагая свои права нарушенными и обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что имеет право на назначение ему с 01 февраля 2020 года государственной пенсии за выслугу лет в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года ФЗ-166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходя из 1500 % размера социальной пенсии за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Возражая относительно заявленных требований, пенсионный орган указывал на то, что истец имеет право на получение одного вида пенсии, в связи с чем, возможность назначения государственной пенсии за выслугу может быть реализована только при отказе от получения истцом пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор, возникший в связи с отказом в назначении истцу пенсии, предусмотренной статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и частично удовлетворяя исковые требования Королева А.В, руководствуясь нормами права, в частности ст. ст. 7.1, 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями пунктов 3-4 Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N384, и учитывая факт обращения истца за назначением пенсии за выслугу лет, предусмотренной статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" 11 февраля 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что соответствующая пенсия подлежит установлению с 01 марта 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в данной части, исходил из того, что судом первой инстанции не учтено, что истец уже получает пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с 2010 года и с 2017 года страховую пенсию, то есть фактически Королев В.А. станет получателем трех пенсий, что не соответствует закону.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии на основании п. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 14 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом суд апелляционной инстанции указал, что Королев В.А. неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении государственной пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в которых указывал, что является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ, просил назначить ему пенсию в размере, превышающим размер пенсии по выслуге лет Министерства обороны РФ, то есть, по мнению суда апелляционной инстанции, истец фактически просил пенсионный орган произвести ему перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями пункта 1 ст. 17.2 названного Федерального закона с учетом уже получаемой им пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что истцом не подавались заявления о переводе на соответствующий вид пенсии.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также приняв во внимание, что за назначением пенсии за выслугу лет, предусмотренной ст. 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истец обратился 11 февраля 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что перерасчет Королеву В.А. пенсии за выслугу лет, исходя из 1500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует произвести с 01 марта 2020 года.
Приведенные выводы суда апелляционной инстанции следует признать необоснованными, а доводы кассационной жалобы ответчика заслуживающими внимание.
Как ранее было указано, заявитель является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с положениями Закона N 4468-1 и получателем страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты.
В соответствий с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,... и их семей", предусмотрено, что лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (N 166-ФЗ).
В п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" приведен исчерпывающий перечень категорий лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (п. 8 ст. 3).
Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" (п. 6 ст. 3).
Как следует из ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на дату установления Королеву В.А. с 02 июня 2017 года страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 1 и 3 ст. 35 Федерального закона N400-ФЗ в 2017 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляет 8 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента 11, 4.
Согласно ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Пункт 2 ст. 22 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяет, в каких случаях производится перерасчет пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а в каких - перевод с одного вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В частности, указанной нормой предусмотрено, что перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава может производиться с применением положений ст. 17.2 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет, а также по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 17.2 настоящего Федерального закона.
В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению (абз. 5 п. 2 ст. 22).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона N 166-ФЗ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Как ранее было указано, истец является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны с 25 ноября 2010 года в соответствии с положениями Закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,... и их семей".
С 02 июня 2017 года Королев В.А. получает страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты), формирование которой произведено без учета периодов военной службы учтенных в выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Право на одновременное получение пенсии по выслуги лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и государственной пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" у истца отсутствует.
Оснований для производства перерасчета размера пенсии, указанных в ст. 22 Закона Российской Федерации N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в настоящем случае не имеется, поскольку ранее истцу государственная пенсия за выслугу лет не назначалась.
Сторонами не оспаривалось, что обращение истца к ответчику по вопросу назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями Закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имело место 11 февраля 2020 года. При этом, сведений о том, что истец отказался от получения пенсии по линии Министерства обороны РФ материалы дела не содержат, в то время, как одновременное получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и государственной пенсии за выслугу лет у истца отсутствует.
С учетом установленных обстоятельств, выводы суда апелляционной инстанции о том, что с 01 марта 2020 года истцу должна быть назначена государственная пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при условии, что Королев В.А. продолжил получать пенсию по выслуге лет от Министерства обороны Российской Федерации, являются неправомерными, ввиду отсутствия у истца права на получение одновременно пенсий указанных видов, о чем, в том числе указано в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 года.
При этом, суждения суда о наличии оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет с 01 марта 2020 года, исходя из 1500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" противоречат положениям Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которыми, такой перерасчет возможен только в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет, а также по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 17.2 настоящего Федерального закона, что в настоящем случае не установлено.
Нормами действующего законодательства также не предусмотрена возможность назначения части пенсии, за вычетом полученной по другому ведомству за счет иных источников, в данном случае - Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с тем, что вопрос о прекращении выплаты истцу пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации не разрешен, выводы суда о наличии оснований для назначения истцу государственной пенсии (ее перерасчете) с 01 марта 2020 года не соответствуют положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что истцом в иске ставился вопрос об обязании ответчика назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года ФЗ-166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходя из 1 500% размера социальной пенсии за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Требований о перерасчете пенсии истцом не заявлялось.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Королев В.А. фактически просил пенсионный орган произвести ему перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями п. 1 ст. 17.2 названного Федерального закона с учетом уже получаемой им пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, без заявления соответствующих требований со стороны истца, ошибочны. Требований о перерасчете государственной пенсии за выслугу лет с учетом получаемой пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации истцом не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2021 года не может быть признано законным, вышеуказанные требования закона суд апелляционной инстанции не учел, возложив на ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Смоленске обязанность произвести перерасчет Королеву В.А. пенсии за выслугу лет с 01 марта 2020 года, исходя из 1500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В связи с изложенным, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Смоленский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.