Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Соловья А.А., судей Колесникова А.В. и Соломко И.И., при секретаре судебного заседания Бурилове А.Ю., с участием административного истца -
Закутнева А.С. и представителя заинтересованного лица Главной военной прокуратуры - помощника военного прокурора Челябинского гарнизона майора юстиции Лобанова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5/2022 по апелляционной жалобе административного истца на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 11 января
2022 г. по административному иску бывшего военнослужащего военной прокуратуры Чебаркульского гарнизона майора юстиции запаса Закутнева Александра Сергеевича к территориальному отделу "Челябинский" филиала "Центральный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") об оспаривании решения в виде разъяснения о невозможности восстановления в списках на получение жилого помещения для постоянного проживания как участнику вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики.
Заслушав доклад судьи Соломко И.И, окружной военный суд
установил:
Закутнев А.С. обратился в военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение территориального отдела "Челябинский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" в виде разъяснения от 18 августа 2021 г. о невозможности восстановления в списках на получение жилого помещения для постоянного проживания как участнику вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики.
Решением Челябинского гарнизонного военного суда от 11 января
2022 г. в удовлетворении административного иска Закутневу отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, полагая судебное решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на нормы действующего законодательства в период спорных правоотношений, указывает на то, что гарнизонным военным судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, что продолжительность его военной службы и основания увольнения с нее не дают ему право состоять на учете и быть обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания за счет Министерства обороны РФ.
По утверждению Закутнева, на него как участника боевых действий в ходе вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, распространяются социальные гарантии, предусмотренные федеральным законом "О ветеранах", в том числе в части внеочередного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания. При этом, по его мнению, указанные социальные
гарантии не зависят от продолжительности военной службы и основания увольнения.
Также, по мнению автора жалобы, представленные им доказательства в достаточной мере подтверждают нахождение его на учете нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы и право быть восстановленным на этом учете в настоящее время.
Кроме того, административный истец в жалобе ссылается на то, что суд не отреагировал частным определением на прохождение им военной службы в органах военной прокуратуры без оформления удостоверения личности военнослужащего.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Лобанов указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения административного истца Закутнева, поддержавшего свою апелляционную жалобу и представителя заинтересованного лица Лобанова, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Закутнев, проходивший с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в органах военной прокуратуры Республики Казахстан и уволенный по выслуге срока действительной военной службы, в мае того же года поступил на службу в органы военной прокуратуры Российской Федерации, которую проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона, а затем в должности заместителя военного прокурора Чебаркульского гарнизона.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял специальные задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики (военная прокуратура войсковая часть ФИО9).
Приказом Министра обороны РФ от 24 ноября 1998 г. N 768 Закутнев досрочно уволен с военной службы в запас по подпункту "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с вступлением в законную силу приговора военного суда Магнитогорского гарнизона от 29 июля 1998 г, в соответствии с которым он осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 336 и ч. 3 ст. 286 УК РФ, к лишению свободы на срок 4 года условно.
Из копий смотрового талона от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола N заседания жилищной комиссии спецчастей Екатеринбургского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Закутневу на состав семьи из "данные изъяты" человек ("данные изъяты" распределена трехкомнатная квартира N жилой площадью "данные изъяты" в "адрес", и для осмотра указанной квартиры предоставлен соответствующий талон. Согласно пояснениям Закутнева, он в эту квартиру не вселялся, поскольку она была перераспределена вдове погибшего военнослужащего.
Из копии справки начальника квартирно-эксплуатационного управления Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ. N, предоставленной административным истцом, следует, что командующий войсками Уральского военного округа отказал Закутневу в предоставлении жилья в г. Екатеринбурге, после перевода его в ДД.ММ.ГГГГ. к новому месту военной службы в
г. Чебаркуль.
В подтверждение нахождения на жилищном учете административным истцом представлены несколько копий выписок из списка лиц по военной прокуратуре Чебаркульского гарнизона, состоящих в очереди на получение жилой площади, из которых усматривается нахождение его в этом списке с ДД.ММ.ГГГГ, как участника вооруженного конфликта, составом семьи из "данные изъяты" человек ("данные изъяты"), с местом регистрации по адресу фактического проживания: "адрес". При этом одна из этих выписок заверена Закутневым, как председателем жилищной комиссии указанной военной прокуратуры.
Материалами дела подтверждается неоднократное обращение административного истца к разным должностным лицам по оспариваемому вопросу. Так, письменным сообщением начальника территориального отделения
(г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 19 октября 2020 г. административному истцу было отказано в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия сведений о принятии его на такой учет и включении в соответствующие списки в ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение
Закутневым не оспорено.
Из сообщения начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ. N, адресованного Закутневу на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно данным Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в обеспечении постоянными жилыми помещениями, информация в отношении него в автоматизированной системе "Учет" отсутствует, договор социального найма не заключался, решение о передаче жилого помещения в собственность не принималось, жилищная субсидия, а также государственный жилищный сертификат не предоставлялись. Помимо этого, Закутнев в ДД.ММ.ГГГГ обращался с письменным заявлением в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, в том числе по жилищному вопросу, как участник вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения поступившего обращения по месту жительства административного истца в служебную командировку был направлен юрисконсульт территориального отдела "Челябинский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Ведерников Д.М, который в ходе личного приема с заявителем обсудил вопросы, поставленные в обращении и дал разъяснения о порядке принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, указав на отсутствие в отделе списков на отселение из ранее закрытого военного городка Чебаркуль-1. Результаты приема были оформлены соответствующей карточкой, содержащей личную подпись административного истца. После этого ДД.ММ.ГГГГ Закутнев обратился в гарнизонный военный суд с данным административным исковым заявлением.
Указанные обстоятельства подтверждены копиями письменного заявления и карточки личного приема Закутнева, а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля Ведерникова.
В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан"), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обращение административного истца, поданное в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, рассмотрено в соответствии с ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан", с учетом компетенции административного ответчика, а карточка личного приема Закутнева оформлена в соответствии с требованиями ст. 13 этого закона.
В тоже время по сообщению начальника территориального отдела "Челябинский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 25 апреля
2022 г. разъяснения и поименованная карточка, оформленная в ходе личного приема административного истца на его обращение, не являются официальным решением указанного жилищного органа об отказе в восстановлении Закутнева на жилищном учете, поскольку для принятия решения о постановке на жилищный учет требуются соответствующие документы, которые административным истцом не представлены.
При этом каких-либо нарушений при рассмотрении названного обращения Закутнева в соответствии с требованиями Порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации со стороны административного ответчика гарнизонным военным судом не установлено, не усматривает таковых и суд апелляционной инстанции.
Давая оценку утверждению Закутнева в апелляционной жалобе о его праве на внеочередное обеспечение жилым помещением для постоянного проживания как участника боевых действий, независимо от продолжительности военной службы и основания увольнения с военной службы, окружной военный суд исходит их следующего.
Действительно согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января
1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в его первой редакции) ветеранам боевых действий, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, преду-
смотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в
домах государственного и муниципального жилищных фондов. Внесенными Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ изменениями в указанный закон, к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.
Ветераны боевых действий, вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку административный истец проходил военную службу по контракту в период с 1995 по 1998 г, то отношения по вопросам, связанным с обеспечением жильем за счет органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, в том числе постановки на жилищный учет, регламентировались положениями ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 и Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих".
При этом военнослужащие, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Исходя из системного анализа приведенных норм права, а также установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом заявленного административным истцом требования о восстановлении на жилищном учете, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии объективных доказательств факта нахождения Закутнева на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в период прохождения военной службы, а также права на обеспечение его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета от Министерства обороны РФ в
настоящее время, то есть спустя более чем 20 лет после увольнения с военной службы в запас, при выслуге менее 10 лет и по основанию увольнения с военной службы, связанному со вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно, которые могли бы послужить основанием возложения на административного ответчика обязанности восстановить его на жилищном учете.
Кроме того, Закутнев в судебном заседании подтвердил, что жилое помещение по адресу: "адрес", предоставленное ему Министерством обороны РФ в период прохождения военной службы, фактически с ДД.ММ.ГГГГ находится в его пользовании по договору социального найма без каких-либо ограничений, в том числе временных.
Ввиду изложенного вышеуказанное утверждение административного истца в жалобе суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Заявление автора апелляционной жалобы о том, что должностные лица военной прокуратуры не выдали ему удостоверение личности военнослужащего, а суд первой инстанции не отреагировал на это нарушение частным определением, не являлось предметом судебного разбирательства и на законность оспариваемого решения не влияет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований, перечисленных в ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Челябинского гарнизонного военного суда от 11 января 2022 г. по административному иску Закутнева Александра Сергеевича к территориальному отделу "Челябинский" филиала "Центральный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 мая 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.