Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при помощнике судьи Плаксине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г, которым удовлетворены заявленные прапорщиком в отставке Губаевой Альбиной Лаврентьевной требования о признании незаконным действий командира войсковой части N, связанных с увольнением истца с военной службы и исключением ее из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Губаева А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командира войсковой части N от 19 ноября 2021 г. N 47 об увольнении ее с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием ее военно-врачебной комиссией не годной к военной службе и от 4февраля 2022 г. N 16 об исключении ее из списков личного состава воинской части. При этом она сослалась на то, что согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства не давала.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование он указывает, что истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением, так как об увольнении с военной службы Губаевой А.Л. стало известно 19ноября 2021 г, а административное исковое заявление подано в суд 22 февраля 2022 г.
Ссылаясь на пункт 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" автор жалобы утверждает, что согласия ответчика на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением не требовалось, так как до увольнения с военной службы ей было предложено служебное жилое помещение, от которого она отказалась.
Также в жалобе обращается внимание на имеющиеся в административном исковом заявлении описки, касающиеся данных о личности истца.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Губаева А.Л. первый контракт о прохождении военной службы заключила после 1 января 1998 г, общая продолжительность ее военной службы более 10 лет. 19ноября 2012 г. она достигла предельного возраста пребывания на военной службе. Контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе заключен на срок с 7 декабря 2016 г. по 6 декабря 2021 г.
Решением жилищного органа от 16 сентября 2021 г. N 201 Губаева А.Л. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства "адрес"
В период прохождения военной службы она жилым помещением от военного ведомства не обеспечивалась.
Приказом командира войсковой части N от 19 ноября 2021 г. N 47 (с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2022 г. N 4) Губаева А.Л. уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием ее военно-врачебной комиссией негодной к военной службе.
Приказом указанного командира от 4 февраля 2022 г. N 16 истец исключена из списков личного состава воинской части с 5 февраля этого же года.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях при увольнении с военной службы, в том числе по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Согласно пункту 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 этого же пункта.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Анализ приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что установленное для командования ограничение на увольнение военнослужащего с военной службы распространяет свое действие только в случае необеспечения его надлежащим жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Так как Губаева А.Л. достигла предельного возраста пребывания на военной службе и признана негодной к прохождению военной службы по состоянию здоровья, до увольнения с военной службы в установленном порядке жилым помещением обеспечена не была, согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения для постоянного проживания не давала, гарнизонный военный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При этом, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отказ истца от предложенного ей в марте 2021 года служебного жилого помещения не может свидетельствовать о законности оспариваемого приказа об увольнении ее с военной службы, поскольку в силу требований статей 93 и 94, ч. 3 ст.104ЖКРФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебное жилое помещение предоставляется военнослужащему на период прохождения военной службы и в соответствии с его волеизъявлением. Поэтому не может предоставляться в качестве улучшения жилищных условий при увольнении с военной службы и с целью устранения командованием препятствий для такого увольнения.
Допущенные истцом при составлении административного искового заявления технические ошибки в указании ее имени и отчества были устранены судом первой инстанции, в связи с чем не влияют на правильность решения.
Утверждение в жалобе о пропуске истцом срока обращения с заявлением в суд является необоснованным, так как об издании приказа об увольнении с военной службы Губаевой А.Л. стало известно 19 ноября 2021 г, а заявление в суд она подала 22февраля 2022 г, то есть в следующий за выходным днем, на который прошелся конец процессуального срока, рабочий день (часть 2 ст.93 КАС РФ).
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Губаевой Альбины Лаврентьевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без изменения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.