Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:
председательствующего Назарова В.В, судей Голомидовой И.В, Мельничук О.В, при секретаре Хромовой М.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Аверяскиной А.В. по доверенности Слушной Е.С. на решение Плавского районного суда Тульской области от 14 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению Аверяскиной А.В. к администрации муниципального образования Плавский район о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, об утверждении схемы.
Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В, судебная коллегия, установила:
Аверяскина А.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "... ". На данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом площадью 56 кв.м.
13 августа 2021 г. она обратилась в администрацию муниципального образования Плавский район с заявлением о предоставлении ей земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "... " с землями, государственная собственность на которые не разграничена, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В результате перераспределения образовался земельный участок площадью 735 кв.м.
02 сентября 2021 г. администрация муниципального образования Плавский район отказала в перераспределении земель со ссылкой на подпункт 11 пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная схема расположения земельного участка частично накладывается на охранную зону с особыми условиями использования территории "... ", а также образуемый земельный участок находится в водоохранной зоне реки "... ".
Полагая, что данный отказ нарушает ее право на получение дополнительного земельного участка путем перераспределения земель, просила признать незаконным решение администрации муниципального образования Плавский район от 02 сентября 2021 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложив на административного ответчика обязанность заключить с ней соглашение о перераспределении земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка.
Решением Плавского районного суда Тульской области от 14 декабря 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Слушная Е.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также в связи с недоказанностью установленных судом фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Аверяскиной А.В, представителей заинтересованных лицПАО "МРСК Центра и Приволжья", министерства природных ресурсов и экологии Тульской области.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Аверяскиной А.В. по доверенности Слушную Е.С, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Плавский район по доверенности Мицкевич И.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец Аверяскина А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером "... " общей площадью 599 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "... ".
На данном земельном участке расположен принадлежащий административному истцу жилой дом с надворными постройками общей площадью 56 кв.м, в том числе жилой 30, 7 кв.м.
12 июля 2019 г. Аверяскина А.В. обратилась в администрацию муниципального образования Плавский район с заявлением о заключении с ней соглашения о перераспределении земельных участков, подготовке проекта решения об утверждении схемы расположения земельного участка, приложив межевой план.
08 августа 2019 г. администрацией муниципального образования Плавский район отказано Аверяскиной А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении, поскольку образуемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории, в водоохранной зоне реки "... ", а также на земельном участке находится объект электросетевого хозяйства напряжением 10000 В.
13 ноября 2019 г. Аверяскина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу "Тулэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" об устранении препятствий в пользовании земельным участком, путем переноса самовольно возведенного столба линии электропередач за переделы территории земельного участка.
Решением Плавского районного суда Тульской области от 13 января 2020 г. по гражданскому делу N 2-9/2020 в удовлетворении исковых требований Аверяскиной А.В. к ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Тулэнерго" об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком, путем переноса возведенного столба линии электропередач за пределы территории ее земельного участка, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 июня 2020 г. решение Плавского районного суда Тульской области от 13 января 2020 г. по гражданскому делу N 2-9/2020 оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г, решение Плавского районного суда Тульской области от 13 января 2020 г. и апелляционное определение Тульского областного суда от 30 июня 2020 г. оставлены без изменения.
02 июля 2020 г. Аверяскина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к "... ", администрации муниципального образования Плавский район об установлении границ земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 722 кв.м, и о признании права собственности на данный земельный участок.
В свою очередь администрация муниципального образования Плавский район, ссылаясь на акт проверки N "... ", обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Аверяскиной А.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, площадью 122 кв.м.
Решением Плавского районного суда Тульской области от 19 февраля 2021 г, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Аверяскиной А.В. отказано. Встречные исковые требования администрации муниципального образования Плавский район удовлетворены. Суд обязал Аверяскину А.В. не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда освободить занимаемый ею земельный участок площадью 122 кв.м, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером "... " площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "... ", и фактически используемый ею в составе земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 600 кв.м по указанному адресу путем сноса (демонтажа) ограждения, сноса (демонтажа) хозяйственных и бытовых сооружений либо путем переноса ограждения, хозяйственных и бытовых сооружений в границы земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 600 кв.м.
13 августа 2021 г. Аверяскина А.В. обратилась в администрацию муниципального образования Плавский район с заявлением о предоставлении ей земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "... " с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 735 кв.м.
02 сентября 2021 г. администрация муниципального образования Плавский район приняла решение об отказе в удовлетворении заявления административного истца о перераспределении земель со ссылкой на подпункт 11 пункт 9 статьи 39.29, пункт 16 статьи 11.10, пункт 5 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная схема расположения земельного участка частично накладывается на охранную зону с особыми условиями использования территории "... ", а также образуемый земельный участок находится в водоохранной зоне реки "... ".
Исходя из положений п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, п.п. 2, 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заявление Аверяскиной А.В. разрешено уполномоченным органом местного самоуправления.
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что у административного ответчика имелись установленные законом основания для отказа в удовлетворении заявления Аверяскиной А.В. и данные основания изложены в оспариваемом отказе.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на представленных сторонами доказательствах и подлежащих применению нормах материального права.
В соответствии с п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В границах прибрежных защитных полос запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (частями 1, 2, 11 - 13, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Судом установлено, что на территории испрашиваемого земельного участка расположена часть теплицы Аверяскиной А.В.
Из представленных стороной административного истца "промеров от реки Плава" следует, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы реки "... " (расстояние 15, 56 м и 15, 35 м) и использование его для ведения личного подсобного хозяйства противоречит положениям Водного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законодательного запрета на приватизацию земельных участков в границах водоохранных зон, не могут быть приняты во внимание, основаны на неверном толковании норм права. Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении береговой линии, как границы водного объекта, само по себе не исключает необходимости обеспечения режима общего пользования водного объекта, его береговой полосы и соблюдения законодательного запрета на приватизацию земельных участков, что следует из п. 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Береговая полоса реки Плава является общедоступной для каждого гражданина, имеющего право беспрепятственно пребывать на любой ее части, наличие самовольных построек на принадлежащих им земельных участках в пределах береговой полосы нарушает права неопределенного круга лиц. Присутствие ограждений и построек на территории береговой полосы нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание и передвижение.
Согласно п. 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации приватизация земельных участков в пределах береговой полос запрещена.
Также судом установлено и следует из ответа филиала ПАО "Россети Центр и Проволжье" "Тулэнерго" от 10 декабря 2021 г, что около земельного участка дома 21 по "... " расположена "... ", которая принадлежит филиалу ПАО "Россети Центра и Приволжья" - "Тулэнерго" и находится у них на балансе. Охранная зона "... " внесена в государственный кадастр недвижимости (сведения об охранных зонах) и ей присвоен учетный номер - "... ".
К данному ответу приложено письмо филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тульской области от 21 августа 2015 г, из которого следует, что на основании заявления ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от "... " внесены сведения о границах охранных зон:
- охранная зона "... ", расположенная по адресу: "... " - общей площадью 114755, 49 кв.м, присвоенный учетный номер - "... ";
- охранная зона "... ", расположенная по адресу: "... " - общей площадью 82424, 43 кв.м, присвоенный учетный номер - "... ".
Согласно справке ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 15 мая 2014 г. на балансе в филиале "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в "... " находится, в том числе, "... ", инвентарный номер "... ", принятая к учету 30 ноября 2008 г.
Выпиской из ЕГРН от 28 октября 2021 г. N "... ", подтверждено наличие ограничений (обременений) права в отношении земельного участка с кадастровым номером "... " зоной с особыми условиями использования территорий (охранная зона инженерных коммуникаций), а именно охранной зоной объекта электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила).
Указанные Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;
б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;
г) размещать свалки;
д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Между тем, в соответствии с пунктами 10, 11 Правил строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; земляные работы на глубине более 0, 3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0, 45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи), запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.
Таким образом, положения Правил не устанавливают безусловный запрет на осуществление в охранной зоне деятельности, предусмотренной пунктом 10 Правил. Само по себе частичное расположение образуемых земельных участков в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а лишь возлагает на собственника (землепользователя, землевладельца, арендатора) обязанность по использованию земельного участка с соблюдением ограничений, установленных для указанной охранной зоны.
При таких обстоятельствах является неправильным вывод районного суда о законности отказа в перераспределении земельного участка в связи с частичным расположением земельного участка в охранной зоне ЛЭП.
Отсутствие на момент рассмотрения административным ответчиком заявления Аверяскиной А.В. согласия сетевой организации, как и наличие письма филиала "Тулэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от 2019 года, где последнее возражает против размещения земельного участка в охранной зоне "... ", указывая на намерение установления публичного сервитута, не является основанием для признания отказа в перераспределении земельного участка по данному основанию правомерным.
Кроме того, в силу пункта 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, может быть обжалован в суде.
Вместе с тем, неправомерный отказ в перераспределении земельного участка в связи с нахождением его в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства не свидетельствует о незаконности обжалуемого отказа, поскольку иное указанное в оспариваемом решении основание - нахождение в пределах береговой полосы водного объекта - является самостоятельным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судебная коллегия полагает, что с учетом норм материального права, изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе Аверяскиной А.В. в удовлетворении заявленных требований и правомерности отказа администрации в установлении границ земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плавского районного суда Тульской области от 14 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Аверяскиной А.В. по доверенности Слушной Е.С. - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.