Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М., Судей Пристром И.Г., Шадлова А.А., при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М, объяснения прокурора Юдина А.В, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности в срок до 01.12.2021 организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории государственного лесного фонда "Адрес обезличен" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведения в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проверки исполнения требований природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда, установлен факт захламления лесов, выразившейся в складировании на лесном участке "Адрес обезличен" твердых бытовых и коммунальных отходов, бытового и крупногабаритного мусора, древесных отходов, автомобильных покрышек, шифера общим объемом... м.куб, площадью не менее... га. В соответствии с требованиями действующего земельного и санитарного законодательства, несанкционированные свалки подлежат ликвидации, поскольку приводят к загрязнению лесов, более того, вызывают пожароопасную ситуацию, и представляют собой потенциальную опасность здоровью и безопасности населения. Учитывая, что несанкционированная свалка бытовых расходов расположена на земельном участке лесного фонда и охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах предоставленных полномочий, то, просит возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения требований действующего законодательства.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ГУ РК "Сыктывдинское лесничество", Федеральное Агентство лесного хозяйства, ТУ Росимущества в Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года административное исковое заявление исполняющего обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами, удовлетворено.
На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность в срок до 01 декабря 2021 года организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории государственного лесного фонда "Адрес обезличен" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе, поданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Участвующий в суде апелляционной инстанции прокурор, полагал, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика, не имеется.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не предоставили. Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме на основании положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки исполнения Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, распложенных на землях государственного лесного фонда, 07.06.2021 в точках с координатами "Адрес обезличен".
Выявленные отходы являются отходами 4 и 5 классов опасности для окружающей среды.
Установленная несанкционированная свалка отходов не является объектом размещения отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 8, 50.7, 51, 53, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 13, 42, Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 11, 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 13 октября 2015 года N 26-П, установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не переданы, пользователи, землевладельцы этих участков, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, в целом сводящиеся к тому, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Судом первой инстанции установлено, и это не оспаривается сторонами по делу, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация.
В пункте 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) (далее - ЛК РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 ЗК РФ, часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 ЛК РФ).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 19 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Рослесхоз.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 ЛК РФ.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 ЛК РФ, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого, исходя из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года N 452, являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5, 6, 8, 12 пункта 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Поскольку несанкционированная свалка на спорном земельном участке расположена на землях лесного фонда, вывод суда первой инстанции, что именно Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, необходимо организовать мероприятия по ликвидации этой свалки является правомерным.
Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в связи с чем именно данный орган является надлежащим ответчиком по делу, на которого подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов в лесном массиве.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 июня 2022 года.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.