Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Тачахова Р.З, судей: Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В, при ведении протокола судебного заседания Кохужевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнений к ней представителя ответчика ФИО1 - ФИО6 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО к ФИО1, администрации МО " "адрес"" о признании договора аренды земельного участка недействительным удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N (площадью 1296 кв.м), почтовый адрес ориентира: "адрес", б/н, применить последствия недействительности сделки в виде аннулирования в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером N, а также прав аренды на него.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 к Департаменту лесного хозяйства по ЮФО о признании добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером N отказать.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В, пояснения представителя ответчика ФИО1 - ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по ЮФО обратился в суд с иском к ФИО1, администрации МО " "адрес"" о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: "адрес", б/н в силу ничтожности, об исключении из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером N (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: "адрес", б/н.
В обоснование истец указал, что решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу N За-2/2019 удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ 39-03 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Тахтамукайское сельское поселение".
Признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда - решение Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" в части включения в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: "адрес", Тахтамукайское участковое лесничество, Красногвардейское лесничество Республики Адыгея: квартал 39 части выделов 2-5, 7-8, 11, 13.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-7 решение Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования " "адрес"" без удовлетворения.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда, установлен факт неправомерного включения в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" лесных участков Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в части выдел 2- 5, 7-8, 11, 13 квартал 39.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м)
Результаты проведенных осмотров отражены в акте б/н от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией - земли населенных пунктов, на предмет фактического использования.
В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее:
- спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея:
- лесной участок Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества, включенный в границы спорного земельного участка, относится к лесным землям (квартал 39, выдел 2), в том числе покрытым лесом;
- спорный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда;
- на спорном земельном участке (в лесном насаждения в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея) присутствуют деревья, указанные в таксационном описании, породы: ясеня в количестве 22 шт, дуба - 70 шт.;
- строения, дороги и временные постройки на спорном земельном участке отсутствуют.
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" спорный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда в части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован из состава земель лесного фонда, которые в соответствии с решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N по делу N За-2/2019 неправомерно включены в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером N (категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: лесные земли, для размещения лесопарков). Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Адрес: "адрес", р-н Теучежский, "адрес", Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 01:00:000000:29 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01-АА N от ДД.ММ.ГГГГ (далее - свидетельство о регистрации права).
Согласно таксационному описанию Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества лесной участок в части выдела 2 квартала 39, включенный в границы земельного участка с кадастровым номером N относится к лесным землям, в том числе покрытым лесом.
Согласно информации о лесном участке с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ выдел 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества, в границах которых полностью расположен спорный земельный участок, включен в Красногвардейское лесничество Республики Адыгея.
Информации о лесном участке с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ подписана заместителем начальником подразделения "Красногвардейское лесничество", имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, которые имеют целевое назначение "защитные леса", категория защитности: "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорным земельным участком на праве аренды владеет ФИО1. Право аренды на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, возникло на основании Соглашения о передаче в и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ. Права предыдущего правообладателя возникли на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между администрацией МО хтамукайский район" и ФИО5
Уполномоченным органом решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
Однако ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
На момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный участок в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагаются спорные земельные участки.
Согласно свидетельству о регистрации права серии 01-АА N, спорный земельный участок передан в собственность Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время ответчик зарегистрировал свое право на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просил признать недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N (площадью, 96 кв.м.), почтовый адрес ориентира: "адрес", б/н в силу ничтожности, исключить из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером N площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: "адрес", 1хтамукайский район, "адрес", б/н.
ФИО1 обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства по ЮФО о признании добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1296 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", б/н.
Просила признать ее, ФИО1, добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Департамента лесного хозяйства по ЮФО удовлетворены. В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, встречные требования удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 168 ч. 1 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу ст. 27 ч. 5 п. 2 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Статьей 4.2 Федерального закона "О ведении в действие Лесного кодекса РФ" N201-ФЗ от 04.12.2006 установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Адыгея от 14.08.2019 удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ 39-03 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Тахтамукайское сельское поселение".
Признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" в части включения в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: "адрес", Тахтамукайское участковое лесничество, Красногвардейское лесничество Республики Адыгея: квартал 39 части выдел 2-5, 7-8, 11, 13 (л.д. 12-19).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-7 решение Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования " "адрес"" без удовлетворения(л.д. 20-23).
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлен факт неправомерного включения в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" лесных участков Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в части выдел 2- 5, 7-8, 11, 13 квартал 39.
Из представленных суду материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: N (площадью 1296 кв.м) (л.д. 39-40).
Результаты проведенных осмотров отражены в акте б/н от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией - земли населенных пунктов, на предмет фактического использования, согласно которому установлено следующее:
- спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея:
- лесной участок Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества, включенный в границы спорного земельного участка, относится к лесным землям (квартал 39, выдел 2), в том числе покрытым лесом;
- спорный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда;
- на спорном земельном участке (в лесном насаждения в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея) присутствуют деревья, указанные в таксационном описании, породы: ясеня в количестве 22 шт, дуба - 70 шт.;
- строения, дороги и временные постройки на спорном земельном участке отсутствуют.
Согласно заключению N б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" спорный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда в части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован из состава земель лесного фонда, которые в соответствии с решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N по делу N За-2/2019 неправомерно включены в границы населенного пункта "адрес" муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛK РФ) является собственником правообладателем земельного участка с кадастровым номером N (категория земель земли лесного фонда; вид разрешенного использования: лесные земли, для размещения лесопарков). Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Адрес: "адрес", р-н "адрес", Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонде (леса) с кадастровым номером N также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01-АА N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, оборотная сторона).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорным земельным участком на праве аренды владеет ФИО1.
Право аренды на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, возникло на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией муниципального образования " "адрес"".
Согласно п. 3 ст. 6 Лесного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из содержания ст. 8 Лесного Кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст.ст. 67, 68.1, 92 Лесного Кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 Лесного Кодекса РФ. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ст. 68 ЛК РФ), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 ЛК РФ).
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих лесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий и т.д.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ).
Аналогичная норма содержалась и в редакции Лесного Кодекса РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 5 п. 1 ст. 68 ЛК РФ).
Лесные насаждения как однородные участки леса отличаются друг от друга по ряду признаков, имеющих лесоводственное значение. По этим признакам составляется качественная и количественная характеристика участков леса при их таксации. Таксация леса производится при инвентаризации (учете) лесного фонда во время лесоустройства. Таксационное описание всех участков леса служит основанием для составления плана ведения лесного хозяйства.
Таксационное описание - это своего рода ведомость, составляемая на лесной квартал, содержащая детальную характеристику каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, а также обобщенную характеристику особенностей лесных насаждений и других категорий земель лесного квартала в целом, и является подтверждением использования данного земельного участка (определенной территории) для ведения лесного хозяйства.
С учетом таксационного описания Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лесной участок в части выделов 7, 8 квартала 39, включенный в границы земельного участка с кадастровым номером N, относится к лесным землям, в том числе покрытым лесом.
Согласно информации о лесном участке с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ выдел 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества, в границах которых полностью расположены спорные земельные участки, включены в Красногвардейское лесничество Республики Адыгея.
Информация о лесном участке с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ подписана начальником подразделения "Красногвардейское лесничество", имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, которые имеют целевое назначение "защитные леса", категория защитности: "леса, выполняющие функции природных и лесных объектов".
На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 111 Лесного Кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Лесного Кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, запрещается (п. 7 ст. 111 Лесного Кодекса РФ).
Также, учитывая сведения из Единого государственного реестра, установлено, что спорными земельными участками на праве аренды владеет ФИО1
Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 Лесного Кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Ответчик ФИО1 владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
Как видно из материалов дела, на момент государственной регистрации ответчиками прав на спорные земельные участки в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагаются спорные земельные участки.
Части выдела 8 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились.
Таким образом, спорный земельный участок, на момент его постановки на кадастровый учет незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из изложенного следует, что наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорные земельные участки нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данные земельные участки.
Статья 10 ГК РФ устанавливает принцип добросовестного осуществления гражданских прав.
Так, согласно свидетельству о регистрации права серии 01-АА N, спорные земельные участки переданы в собственность Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. В то же время ответчик зарегистрировал договор аренды на спорные земельные участки в 2018 году.
При изложенных обстоятельствах, учитывая ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действуя с необходимой заботливостью и осмотрительностью, ответчик должен был убедиться, что при этом не нарушает права и законные интересы третьих лиц, в данном случае - Российской Федерации.
Право определения оснований заявленных требований и способа защиты своего права в суде принадлежит истцу.
На основании п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которыми зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Оспаривание права по существу означает оспаривание оснований его возникновения, то есть при разрешении такого рода споров подлежат установлению наличие оснований возникновения права собственности и их действительность, отсутствие порочности основания регистрации права.
Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя право на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли: сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Данная правовая позиция закреплена в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Для перехода права собственности на лесной участок, даже при условии его включения в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Как установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу N За-2/2019, волеизъявление Российской Федерации на отчуждение в пользу ответчика спорного земельного участка отсутствует, что указывает на неправомерность владения ответчиками спорными земельными участками.
Разрешая встречные исковые требования ФИО1, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании добросовестным приобретателем, поскольку право ФИО1 возникло в силе правопреемства.
Судом правомерно исчислен срок исковой давности и отклонено ходатайство о его пропуске, поскольку лицо узнало о нарушении своего права при осмотре земельного участка комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ. С иском Департамент лесного хозяйства по ЮФО обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что в состав полномочий Департамента лесного хозяйства по ЮФО не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, судебная коллегия исходит из следующего.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на защиту имущественных прав и законных интересов собственника в области лесных отношений относится к компетенции уполномоченного органа государственной власти, установленной Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N201 "Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу".
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше положениями, судебная коллегия полагает, что исковые требования Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно приказу N 201 "Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу" (утв. 19 июня 2015 г. Министерством природных ресурсов и экологии, Федеральным агентством лесного хозяйства) Департамент лесного хозяйства в Южной федеральном округе осуществляет защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции, определенной в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о его добросовестности при приобретении спорного земельного участка, следовательно, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N (площадью 1296 кв.м), почтовый адрес ориентира: РФ, "адрес", б/н является ничтожным.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу приведенных обстоятельств, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, а также по правилам статьи 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 - ФИО6 - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий Р.З. Тачахов
судьи: Е.Н. Козырь
Ш.В. Аутлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.