Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Новикова М.Ю, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Орловой М.С. и представителей ответчика Маслаковой О.Ю, Федоровского В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-28/2022 по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - "данные изъяты" региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ) на решение 80 гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г, которым частично удовлетворён иск Ерофеева Е.В. к ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения представителей ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ерофеев работает по трудовому договору в войсковой части N - филиал Федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование "данные изъяты"" (войсковая часть N), дислоцирующейся в г. Тирасполе "адрес". В связи с заболеванием истца в период с 7 по 26 мая 2021 г. воинская часть произвела выплату Ерофееву пособия по временной нетрудоспособности за первые 5 дней временной нетрудоспособности за счёт собственных средств, исходя из порядка исчисления и выплаты пособия, предусмотренного законодательством страны пребывания.
Поскольку войсковая часть N зарегистрирована в качестве страхователя в филиале N ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ и её работники застрахованы в системе обязательного социального страхования Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, для выплаты истцу пособия за остальной период нетрудоспособности за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) командиру воинской части надлежало представить в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия. Однако при заполнении реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в электронном формате, установленном Фондом, внесённые воинской частью сведения в соответствии с законодательством Республики Молдова (расчётный период, сумма среднего заработка работника и др.) электронной системой определялись как некорректные ввиду отличия порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности в законодательствах двух государств. В результате, воинская часть не смогла представить в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты истцу пособия территориальным органом.
Полагая, что отсутствие механизма передачи сведений работодателем в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику из числа гражданского персонала воинской части, дислоцирующейся на территории иностранного государства, не может служить основанием для нарушения права работника на получение данного пособия, и со стороны территориального органа Фонда допущено бездействие, выразившееся в нарушении срока выплаты пособия по временной нетрудоспособности, истец обратился в суд с иском, в котором просил обязать ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ перечислить ему на расчётный счёт денежные средства в размере 11 952, 77 руб. в качестве пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с законодательством "адрес".
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, возложив на ответчика обязанность по перечислению истцу денежных средств в размере 8 366, 77 руб. В удовлетворении иска на большую сумму суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что для определения возможности применения к спорным правоотношениям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств (заключено в г. Москве 27 мая 1993 г.), которым руководствовался суд первой инстанции, надлежало установить гражданство истца, место его постоянного проживания и осуществления трудовой деятельности, а также факт подписания и ратификации государством, гражданином которого является истец, в котором он постоянно проживает и трудиться, данного соглашения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у истца гражданства Российской Федерации и постоянное проживание его на территории данного государства, а установление судом статуса истца как нерезидента Российской Федерации не является достаточным основаниям для применения данного Соглашения.
Считает необоснованной ссылку суда на Соглашение стран СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", поскольку оно не регулирует вопросы предоставления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Обращает внимание на то, что работодатель истца - войсковая часть N - филиал ФКУ "Объединённое стратегическое командование "данные изъяты"" зарегистрирована в г. "данные изъяты", а фактически находится в Приднестровском регионе Республики Молдова. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1097 "Об особенностях постановки на учёт в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" воинская часть и её гражданский персонал зарегистрированы в Пенсионном фонде РФ, Фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде по месту регистрации вышестоящего органа в г. "данные изъяты". В связи с отсутствием в "адрес" территориальных органов Фонда войсковая часть N состоит на учёте в качестве страхователя в филиале N ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ. Коллективным договором войсковой части N предусмотрено, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны РФ.
Кроме того, суд не учёл, что Фонд и его региональные отделения являются субъектами правоотношений по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности, назначение и выплата страхового обеспечения по указанному виду страхования осуществляется территориальными органами Фонда только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, полагает, что при определении состава сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты истцу пособия по временной нетрудоспособности, порядка их направления страхователем в территориальные органы Фонда, условий и продолжительности выплаты пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2375.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копий паспорта "данные изъяты", трудового договора, дополнительных соглашений к нему и трудовой книжки установлено, что истец является гражданином Российской Федерации и работает командиром отделения пожарной команды в войсковой части N, расположенной в "данные изъяты".
Приказом Министра обороны РФ от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" определено, что командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) в отношении работников подчинённых воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
Этим же нормативным правовым актом предписано заключать с работниками воинских частей (организаций) трудовые договоры о работе в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Кроме того, пунктом 9 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооружённых Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы (утверждено Профсоюзом гражданского персонала Вооружённых Сил России 24 декабря 2019 г, Министром обороны РФ 27 декабря 2019 г.) предусмотрено, что в воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры (соглашения), трудовые договоры заключаются с учётом настоящего Соглашения.
При этом трудовые отношения, льготы и социальные гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Из копии коллективного договора на 2020-2022 годы войсковой части N следует, что его сторонами являются гражданский персонал войсковой части N (работники) и названная воинская часть (работодатель). Договор заключён на основании Трудового кодекса Республики Молдова и упомянутого Отраслевого соглашения и включает обязательства работодателя, в том числе по вопросам выплаты пособий. Работодатель обязуется осуществлять выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в соответствии с законодательством "адрес" (пункт 3.5.7).
Согласно условиям трудового договора, заключённого Ерофеевым с работодателем - войсковой частью N, последняя обязуется обеспечивать работнику необходимые условия работы, выплачивать заработную плату и предоставлять социально-бытовые льготы в соответствии с законодательством Республики Молдова. Порядок и условия оплаты труда и социально-бытового обеспечения работника определяются законодательством, соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами организации.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Гарантии работнику в сфере государственного социального страхования предусмотрены и статьёй 197 Трудового кодекса "данные изъяты" (далее - ТК РМ), на основании которого заключены коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в войсковой части N, и трудовой договор между истцом и названной воинской частью.
Исходя из положений пунктов а), b) части 2.1 статьи 4 и пункта a) части 1 статьи 5 Закона "данные изъяты" от 22 июля 2004 г. N 289 "О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования" в государственной системе социального страхования застрахованные лица имеют право на пособие по временной нетрудоспособности, обусловленной общим заболеванием, которое первые пять календарных дней временной нетрудоспособности оплачиваются из средств работодателя, но не более 15 дней в общей сумме за один календарный год в случае многочисленных периодов временной нетрудоспособности. Начиная с шестого календарного дня временной нетрудоспособности, а в случае многочисленных периодов временной нетрудоспособности начиная с первого дня истечения 15 суммарных дней, оплаченных из средств работодателя, пособие выплачивается из средств бюджета государственного социального страхования.
Право застрахованных лиц на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы закреплено и в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В силу части 1 статьи 6 и пункта 1 части 2 статьи 5 названного Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности, за исключением отдельных случаев, определённых в законе, за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из копии листка нетрудоспособности следует, что он выдан истцу Федеральным государственным казённым учреждением "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации в связи с заболеванием в период с 7 по 26 мая 2021 г.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что у истца возникло право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности.
Согласно сведениям, содержащимся в письменных обращениях командира войсковой части N в адрес ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ, которые подтверждены ответчиком в доводах апелляционной жалобы, работодатель истца - войсковая часть N - филиал ФКУ "Объединённое стратегическое командование "данные изъяты"" зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в филиале N ГУ - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ с присвоением номера страхователя "данные изъяты", а гражданский персонал воинской части зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде по месту регистрации ФКУ "Объединённое стратегическое командование "данные изъяты"" в г. "данные изъяты".
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 1.2 и пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обязательное страхование предполагает уплату страхователем (в данном случае работодателем) страховых взносов для финансирования страховых выплат.
Судом установлено, что войсковая часть N за счёт собственных средств выплатила истцу пособие по временной нетрудоспособности за первые 5 дней временной нетрудоспособности в соответствии с порядком назначения и выплаты пособия, предусмотренным законодательством страны пребывания, как это определено правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Однако названное пособие за оставшийся период временной нетрудоспособности истцу страховщиком, на которого пунктом 6 части 2 статьи 4.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" возложена обязанность по назначению и выплате страхового обеспечения в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, до настоящего времени не выплачено.
Таким образом, поскольку установлено, что имеет место нарушение права истца на социальное обеспечение, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации и законом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по выплате истцу денежных средств.
Из обжалуемого судебного постановления следует, что суд принял во внимание расчёт подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, представленный истцом, произведённый бухгалтером войсковой части N, который в силу статьи 56 ГПК РФ не опровергнут ответчиком иными средствами доказывания. При этом гарнизонный военный суд самостоятельно рассчитал размер подоходного налога, исключив его из денежной суммы, причитающейся истцу.
При таких данных, учитывая, что апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 80 гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г. по иску Ерофеева Евгения Владимировича к Государственному учреждению - "данные изъяты" региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2022 г.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.