Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Котельниковой Е.Р, судей Овчинниковой Н.А, Никитиной Т.А,.
при помощниках Морозовой Е.В, Нициевской Л.Н, рассмотрела 30 мая 2022 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельно-имущественных отношений г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 января 2022, которым постановлено:
решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 18 октябрят 2021 N 21-01-07-И-6043 об отказе в предоставлении Шубиной Юлии Юрьевны земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1188 кв.м, находящегося по адресу ****, признать незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Шубиной Юлии Юрьевны о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1188 кв.м, находящегося по адресу **** в аренду.
Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А, объяснения представителя административного истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шубина Ю.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения департамента земельно-имущественных отношений г. Перми от 18.10.2021 N 21-01-07-И-6043 об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу **** для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 18.10.2021 административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером ** полностью подпадает в санитарный разрыв железной дороги.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный ответчик, приводит доводы о том, что испрашиваемый земельный участок полностью подпадает в санитарный разрыв железной дороги, в настоящее время имеет вид разрешенного использования - объекты наружного противопожарного водоснабжения, не допускается использование участка для целей ИЖС. Ответ Управления по железнодорожному транспорту Свердловского территориального отдела от 14.01.2022 не подтверждает отсутствие железнодорожного разрыва. Не привлечено Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми в качестве заинтересованного лица.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - Гилева Е.В. апелляционную жалобу полагала необоснованной. Представлены письменные возражения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителя не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом. Каких-либо ходатайств не заявляли.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть признаны незаконными, в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в числе прочего, выясняет:
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведено следующее основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
Разрешая спор и признавая оспариваемое решение Департамента незаконным, суд первой инстанции исходил из того, основания, указанные ответчиком, не нашли подтверждения - земельный участок, испрашиваемый в аренду истцом, в зоне санитарного разрыва железной дороги не расположен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Шубина Ю.Ю. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу **** в аренду для индивидуального жилищного строительства.
18.10.2021 Департаментом земельных отношений администрации города Перми принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, пункт 2.11.16 административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации г. Перми от 04.09.2015 N 624. Причиной, послужившей основанием для отказа, явилось следующее обстоятельство: Согласно информации, полученной из департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, земельный участок с кадастровым номером ** полностью попадает в санитарный разрыв железной дороги. (л.л. 6-7).
Как следует из градостроительного плана земельный участок с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне Ж-4 (Зона индивидуальной жилой застройки городского типа, согласно решению Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми"). Информация об ограничениях использования земельного участка отсутствует.
Из справки по градостроительным условиям участка, расположенного в Свердловском районе г. Перми, общей площадью 1187 кв.м. следует, что он расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, сформирован в рамках проекта межевания, утвержденного Постановление администрации города Перми N 1381 от 31.12.2020, сведения о наличии зон с особыми условиями использования территории, об иных ограничениях о отсутствуют (л.д. 35-43).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 названного Кодекса).
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: в частности, охранная зона железных дорог (п. 4), санитарно-защитная зона (п. 18).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Таким образом, в целях обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья населения вблизи опасных коммуникаций, то есть в рассматриваемом случае, предусмотрено установление санитарных разрывов. При этом, понятие санитарного разрыва не является идентичным понятию охранной зоны, к которой относятся территории, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
В соответствии с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).
Санитарный разрыв имеет правовой режим санитарно-защитной зоны, его установление находится в компетенции уполномоченного органа по охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Следовательно, вопросы установления размера и границ, в частности санитарного разрыва от железнодорожных путей, не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Свердловского территориального отдела от 14.01.2022 санитарно-защитная зона, санитарный разрыв от железной дороги в районе земельного участка с кадастровым номером ** по адресу **** не установлен (л.д. 108).
Согласно ответу, представленному на запрос судебной коллегии Филиалом ОАО "РЖД" Пермский регион, в районе земельного участка с кадастровым номером ** по адресу **** санитарно-защитный разрыв не установлен.
Проанализировав приведенные выше нормы права и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что основания, указанные в оспариваемом решении Департамента земельных отношений, подтверждения не нашли.
Оспариваемое решение является произвольным, надлежащим образом не мотивировано. Ссылка на наличие санитарного разрыва в районе земельного участка с кадастровым номером ** является голословной, ничем не подтверждена. Само по себе отображение на картографическом материале прохождения железной дороги на территории расположения испрашиваемого земельного участка о наличии санитарного разрыва, установленного в соответствии с положениями пунктов 2.6, 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, свидетельствовать не может.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид "объекты наружного противопожарного водоснабжения" о законности решения Департамента не свидетельствуют, поскольку в момент отказа земельный участок был отнесен к индивидуальному жилищному строительству.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (ст. 47 КАС РФ).
Судом первой инстанции вопрос о привлечении в процесс заинтересованных лиц разрешался в судебном заседании, что подтверждается протоколом судебного заседания. Представитель ответчика в судебных заседаниях не участвовал, ходатайств относительно увеличения числа участников процесса не заявлял. Права и обязанности Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми оспариваемым решением суда не затронуты.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу что оснований для отмены решения отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.