Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Аносовой Е.А.
Барминой Е.А.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 июня 2022 года гражданское дело N2-9401/2021 по апелляционной жалобе Бариновой Наталии Васильевны на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года по иску Бариновой Наталии Васильевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, выслушав объяснения истца Бариновой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Баринова Н. В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее по тексту - ОПФР по СПб и ЛО), в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет и начисление пенсии по наиболее выгодному способу, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 95 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является получателем страховой пенсии с 2012 года. Истец полагает, что ответчиком неправильно применен коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии: должен составлять 5, 1845, а не 4, 70890357, так как она вышла на пенсию с 05 декабря 2012 года. Также истец указала, что не представляется возможным проверить правильность применения ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года Бариновой Н.В. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Как следует из материалов дела, Баринова Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 05 декабря 2012 года. Расчет пенсии произведен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
Расчетный размер трудовой пенсии Бариновой Н.В. определен согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному для истца варианту.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
- периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общий трудовой стаж истца для конвертации пенсионных прав на 01 января 2002 года составил 20 лет 09 мес. 21 день, общий стаж для валоризации до 01 января 1991 года - 12 лет 09 мес. 09 дней, процент валоризации составил 22% (10% +12%).
При расчете пенсии учтен осовремененный средний заработок за период с января 2000 по декабрь 2001 года, который составил 1 112 рублей 76 копеек.
Сумма страховых взносов, учтенных при назначении пенсии, составила 157973 рубля 79 копеек.
216 - ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 14 и пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
В связи с низким размером среднего заработка страховая часть пенсии определена в размере: 660 - 450 = 210 рублей, т.к. согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
Пенсионный капитал составляет на 01 января 2002 года (660-450)*216 = 45360 рублей, где сумма валоризации составляет 45360*4, 70890357*0, 22=46991, 09, размер валоризации: 46991, 09/216=217, 55 рублей.
Сумма расчетного пенсионного капитала составляет: (45360*4, 70890357)+46991, 09+157973, 79 = 418560, 74, где 4, 70890357 - суммарный коэффициент увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01 января 2002 года до даты назначения.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период. Коэффициент 4, 70890357 применяется ко всем пенсионерам, вышедшим на пенсию в 2012 году.
Ожидаемый период выплаты страховой пенсии предусмотрен пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев). Соответственно, ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости истца составил 216.
Размер страховой пенсии истца по старости на дату назначения составил: 418560, 74/216+3278, 59=5216, 37, в т.ч.
фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости - 3278, 59 рублей, размер страховой части пенсии с учетом страховых взносов (страховая часть без фиксированного базового размера и валоризации) - 1720, 23 рублей, размер валоризации - 217, 55.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.
С 01 августа 2013 года истцу была произведена корректировка страховой части с учетом страховых взносов, начисленных работодателем на лицевой счет в размере 11323, 76 рублей.
С 01 августа 2014 года произведена корректировка страховой части с учетом страховых взносов, начисленных работодателем на лицевой счет в размере 33544, 48 рублей.
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях".
Размеры пенсий, назначенных в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются с 01 января 2015 года с учетом норм ФЗ "О страховых пенсиях".
С 01 января 2015 года произведено уточнение страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 35 ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом страховых взносов, начисленных работодателем в размере 35524, 96 рублей за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года. По состоянию на 31 декабря 2014 года размер страховой части трудовой пенсии истицы составил 2694, 45 рублей, размер индивидуального пенсионного коэффициента: 2694, 45/64, 10=42, 035, где 64, 10 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьями 16, 17 ФЗ О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты составил 3935 рублей, общая сумма пенсии - 6 629 рублей 45 копеек.
Согласно части 20 статьи 15 ФЗ "О страховых пенсиях" стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается и устанавливается: 1) на 1 февраля - исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
С 01 февраля 2015 года размер страховой пенсии составил 3001, 72 (42, 035*71, 41), фиксированной выплаты - 4383, 59.
Поскольку истец по данным индивидуального персонифицированного учета работала с сентября 2015 года, индексация страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" не производилась с 01 февраля 2016 года.
С сентября 2016 года истец вновь стала неработающим пенсионером, и с 01 декабря 2016 года размер страховой пенсии был проиндексирован и составил 3344, 75, фиксированной выплаты - 4558, 93.
С ноября 2016 года истец вновь значилась работающим пенсионером, в связи с чем индексация с 01 февраля 2017 и с 01 апреля 2017 года не производилась.
С октября 2017 года истец вновь не работала, с 01 октября 2017 года размер страховой пенсии был проиндексирован. С сентября 2018 по июль 2019 года, с ноября 2020 истец работала, в связи с чем размер страховой пенсии не менялся.
Страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет истицы, после назначения ей пенсии были учтены ответчиком при расчете пенсии.
Отказывая Бариновой Н.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер пенсии истцу исчислен пенсионным органом правильно и оснований для ее перерасчета по требованиям истца не имеется.
Данные выводы суда признаются судебной коллегией законными и обоснованными.
Поскольку оценка пенсионных прав производится по наиболее выгодному для истца варианту, а согласно материалам дела и представленному ответчиком расчету примененный ответчиком расчет пенсии истца является для нее наиболее выгодным, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части судом первой инстанции правомерно не установлено, а доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с данными выводами суда подлежат отклонению, поскольку аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельства и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя, дискриминации пенсионных прав Бариновой Н.В. или нарушения ее конституционных прав при определении страхового стажа, расчете и назначении ей пенсии не допущено, к спорным правоотношениям применены подлежащие применению нормы права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствует протокол первого судебного заседания, судебной коллегией отклоняется как необоснованный, поскольку как следует из определения о принятии искового заявления к рассмотрению от 13 августа 2021 года предварительное судебное заседание назначено на 11 октября 2021 года. Протокол судебного заседания от 11 октября 2021 года в материалах дела имеется (т. 1 л.д. 50).
Ссылки в жалобе на не извещение ответчика о дате и времени судебного заседания также опровергаются материалами дела, в том числе уведомлением о вручении, полученным ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заблаговременно до судебного заседания, назначенного на 24 ноября 2021 года, - 29 октября 2021 года (т. 2 л.д. 85А). При этом судебная коллегия отмечает, что явка стороны в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания является правом, а не обязанностью.
Также судебной коллегией не могут быть положены в основу отмены решения суда доводы жалобы о том, что обжалуемое решение суда не было оглашено в день принятия 24 ноября 2021 года, поскольку как следует из протокола судебного заседания резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2021 года, сама резолютивная часть имеется в материалах дела (т. 2 л.д. 88).
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции в целом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку требования о взыскании судебных расходов являются производными от требований о перерасчете пенсии, в удовлетворении которых было отказано, то суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении производных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.