Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Орловой Т.А.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Комаровой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2022 г. гражданское дело N 2-799/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2021 г. по иску Коротковой О.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав представителя истца - Кетову А.С, представителя ответчика - Пономареву Л.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Короткова О.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга), в котором просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении периоды работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г. в должности врача-интерна отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница"; с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", а также с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г. период прохождения курсов повышения квалификации, признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения права на указанную пенсию.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 2 февраля 2018 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, приложив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Однако, решением УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга от 7 мая 2018 г. N 1778 в назначении такой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Вместе с тем, как полагает истец, данное решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает ее пенсионные права, поскольку ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов составляет более 30 лет, а потому, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2021 г. исковые требования Коротковой О.М. удовлетворены; суд признал незаконным решение УПФР в Калининском
районе Санкт-Петербурга N 1778 от 7 мая 2018 г.; обязал ответчика включить в специальный стаж истца, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, в том числе, в льготном исчислении: с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г. в должности врача-интерна отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница"; с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", а также с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г. период прохождения курсов повышения квалификации, признал за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня возникновения права.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Со стороны истца Коротковой О.М. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 января 2022 г. по настоящему делу в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика на ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Истец Короткова О.М. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством телефонограммы, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представила, в судебном заседании присутствует представитель истца - Кетова А.С, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 2 февраля 2018 г. Короткова О.М. "дата" г.р. обратилась в УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга от 7 мая 2018 г. N 1778 Коротковой О.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности.
Продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по расчету пенсионного органа составляет 24 года 8 месяцев 27 дней.
Коротковой О.М. рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости через 3 года 6 месяцев 4 дня при условии продолжения осуществления медицинской деятельности в должностях и учреждениях здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и наличия необходимого стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Как следует из текста указанного решения, пенсионным органом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды работы и иной деятельности истца в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев:
- с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г. в должности врача-интерна отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница";
- с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница";
- с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г. период прохождения курсов повышения квалификации.
Период прохождения курсов повышения квалификации с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г. не включен пенсионным органом в специальный стаж работы, периоды с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г. и с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. включены пенсионным органом в календарном исчислении.
Данные о работе истца, прохождении ею курсов повышения квалификации, подтверждаются представленной в судебное заседание копией трудовой книжки AT-V N8730315, дипломом, сертификатом, приказами, должностной инструкцией, лицевыми карточками работника, штатным расписанием, приобщенными к материалам дела.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки наименований и должностей являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор и принимая решение о включении в специальный стаж периода прохождения истцом курсов повышения квалификации с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г, суд первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав. Истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды ее работы в должностях и учреждениях, поименованных соответствующими Списками, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник на них направлялся, в связи с чем, исчисление стажа в данные периоды производится в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, при этом, при оценке пенсионных прав истца, пенсионный орган стаж работы истца в должности врача анастезиолога-реаниматолога отделения анастезиологии-реанимации считал в льготном порядке, а именно за год и шесть месяцев, то есть, периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовал период работы, исчисляемый в льготном порядке, а потому спорный период прохождения истцом курсов повышения квалификации с 6 сентября 2004 г. по 6 октября 2004 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае, суд первой инстанции не вышел за пределы рассматриваемых требований, поскольку определилправильный порядок исчисления стажа, нарушений положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в данной части не усматривается.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г.
Как следует из материалов дела, период работы истца с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г. в должности врача-интерна отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" учтен пенсионным органом в календарном исчислении с указанием на то, что право на исчисление периода работы в льготном исчислении имеют врачи анастезиологи-реаниматологи (врачи-анастезиологи-реаниматоры) отделений (палат, групп) анастезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Период работы с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" также был учтен пенсионным органом в календарном исчислении с указанием на то, что право на исчисление периода работы в льготном исчислении имеют врачи анастезиологи-реаниматологи (врачи анастезиологи-реаниматоры) отделений (палат, групп) анастезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров).
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Коротковой О.М. интернатуры действовало Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Коротковой О.М. функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении ею интернатуры в период с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г.
Как следует из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании апелляционной инстанции 28 апреля 2022 г, на рабочем месте истец в спорные периоды учувствовала в проведении операций, проводила с пациентами консультации.
При этом, несмотря на то, что из медицинской документации, в частности, протоколов операций, заверенных ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", следует, что Короткова О.М. участвовала в операциях, выполняла функциональные обязанности анестезиолога-реаниматолога при прохождении ею интернатуры в период с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, в данный период истец выполняла такие обязанности в отделении анестезиологии.
В период с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. истец выполняла трудовые обязанности в должности врача-анестезиолога-реаниматолога также в отделении анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница".
Судом первой инстанции установлено, что согласно записи в трудовой книжке от 17 апреля 2000 г. Короткова О.М. принята на работу на должность врача анастезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая
больница".
27 августа 2001 г. истец была переведена на должность врач анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", где продолжает работать по настоящее время.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г, суд первой инстанции исходил из того, что отделение анестезиологии переименовано в отделение анестезиологии-
реанимации ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" на
основании приказа N 103 от 27 августа 2001 г, что также следует из записей в трудовой книжке истца, в связи с чем, пришел к выводу о том, что функциональное направление деятельности учреждения при изменении наименования структурного подразделения не изменялось, равно как и не изменялись функциональные обязанности истца, работающей в должности врача анестезиолога-реаниматолога, следовательно, изменение наименования структурного подразделения с "отделения анестезиологии" на "отделение анестезиологии-реанимации" не могло являться основанием для отказа в зачете спорных периодов в специальный стаж работы в льготном исчислении.
Вместе с тем, согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно п. 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не устанавливалось, когда истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования: до и после спорного периода его работы, не выяснялось, каким образом отражены сведения о его работе в спорный период в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако, от установления данного обстоятельства зависит способ подтверждения периодов работы: документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости), или выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом в том случае, если истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования до спорного периода его работы и его работодатель предоставлял в отношении него сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания льготного характера его работы, то суду для правильного разрешения дела необходимо было получить у работодателя информацию о причинах предоставления таких сведений.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 29 сентября 2000 г, сведения о льготном характере работы в отношении спорных периодов работы ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" не подавались (далее также - ГБУЗ ЛОКБ).
В ответ на запрос судебной коллегии, ГБУЗ ЛОКБ сообщило, что в системе обязательного пенсионного страхования в период после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования с 29 сентября 2000 г. по 26 августа в Пенсионный фонд Российской Федерации не предоставлялись сведения о работе истца в льготных условиях, в настоящее время не представляется возможным выяснить причину непредоставления указанных сведений в ПФР в 2000-2001 годах.
Судебная коллегия также учитывает, что согласно Приказу Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается в экстренной, неотложной и плановой формах и включает комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, целью которых является: профилактика и лечение боли и болезненных ощущений у пациентов, выбор вида обезболивания в соответствии с соматическим статусом пациента, характером и объемом вмешательства и его неотложностью; поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при состояниях, угрожающих жизни пациента; проведение лечебных и диагностических мероприятий пациентам во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии; лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии; наблюдение за состоянием пациентов в пред- и посленаркозном периоде и определение его продолжительности; лечение заболевания, вызвавшего развитие критического состояния; отбор пациентов, подлежащих лечению в подразделении, оказывающем анестезиолого-реанимационную помощь, перевод пациентов в отделения по профилю заболевания или в палаты интенсивного наблюдения (послеродовые, послеоперационные и другие) после стабилизации функций жизненно важных органов.
Из письма Минздрава России от 28 мая 2019 г. N 15-3/И/2-4567 "О направлении для использования в работе медицинских работников методического пособия", следует, что реанимация - это восстановление жизненно важных функций организма, прежде всего дыхания и кровообращения. Реанимацию проводят тогда, когда отсутствует дыхание и прекратилась сердечная деятельность, или эти функции угнетены настолько, что дыхание и кровообращение не обеспечивают потребности организма. Возможность реанимации основывается на том, что: во-первых, смерть никогда не наступает сразу - ей всегда предшествует переходная стадия, так называемое терминальное состояние, во-вторых, изменения, происходящие в организме при умирании, не сразу приобретают необратимый характер и при достаточной сопротивляемости и своевременном оказании помощи могут быть полностью ликвидированы. Действия при реанимации прежде всего направлены на ликвидацию причин умирания и восстановление функций дыхания и кровообращения.
Как указано в Методических рекомендациях, утвержденных Минздравом СССР 18 июля 1984 г. N 3053-84, работа персонала операционных блоков, отделений анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии и хирургии характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, напряжением внимания, частым возникновением сложных ситуаций, требующих решения при дефиците времени, в ряде случаев работой в вынужденной позе. В отделениях реанимации персонал постоянно имеет контакт с больными в тяжелом состоянии с психически неадекватным поведением.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений и разъяснений по их применению следует, что законодатель, установилльготный порядок исчисления стажа для досрочного назначения пенсии (один год за год и шесть месяцев) для врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров), осуществляющих трудовую деятельность именно в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения, то есть, характер такой деятельности должен быть непосредственно связан с осуществлением реанимационных мероприятий, которые согласно вышеуказанным методическим рекомендациям имеют существенное отличие от применения анестезиологического пособия.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
На основании указанных разъяснений, изложенных в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, в целях определения юридически значимых обстоятельств, судебной коллегией были приняты и приобщены к материалам дела новые доказательства.
Так, из представленных ГБУЗ ЛОКБ по запросу суда, штатных расписаний следует, что в данном медицинском учреждении в 1998 г. имелись профильные отделения реанимации и гемодиализа, кардиохирургической реанимации, отделение реанимации и интенсивной терапии, хирургической реанимации, при этом, в штате данных профильных отделений имелись должности врача анестезиолога-реаниматолога, в то время как отделение анестезиологии являлось отдельным самостоятельным отделением.
Сведений о том, что при осуществлении работы в отделении анестезиологии врачами в течение полного рабочего дня совершались также реанимационные мероприятия, что давало бы право на льготное полуторное исчисление специального стажа, материалы дела не содержат.
Доводы истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что осуществляя трудовую деятельность в отделении анестезиологии истец также в течение полного рабочего дня осуществляла реанимационные мероприятия, опровергаются представленными штатными расписаниями, согласно которым в медицинском учреждении имелись специализированные отделения, оказывающие пациентам реанимационную помощь, и в каждом из таких специализированных отделений имелись должности врачей анестезиологов-реаниматологов.
Из представленного истцом приказа от 27 августа 2001 г. N 103 следует, что отделение анестезиолого-реанимационное было переименовано с 27 августа 2001 г. в отделение анестезиологии-реанимации, подготовлено Положение об отделении анестезиологии-реанимации (л.д. 195, том 1).
При этом, ГБУЗ ЛОКБ по запросу суда в материалы дела была представлена копия приказа с аналогичными реквизитами, при этом, содержащим сведения о переименовании с 27 августа 2001 г. отделения анестезиологии в отделение анестезиологии-реанимации (л.д. 215, том 1).
В ответе на судебный запрос относительно несоответствия содержания двух копий приказа N 103 от 27 августа 2001 г. ГБУЗ ЛОКБ сообщило, что копией с оригинала является именно копия, представленная ГБУЗ ЛОКБ. Причину возникновения экземпляров приказов с отличным от оригиналов содержанием не представляется возможным за давностью лет. По запросу истца архивариусом учреждения была ошибочно снята копия с отдельно хранящегося экземпляра приказа с неверным содержанием.
Таким образом, с учетом ответа ГБУЗ ЛОКБ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в результате проводимых мероприятий именно отделение анестезиологии приказом от 27 августа 2001 г. N 103 было переименовано в отделение анестезиологии-реанимации.
Вопреки доводам истца, наличие приказа ЛОКБ от 27 сентября 1974 г. об объединении анестезиологического и реанимационного отделений в отделение анестезиолого-реанимационное с палатами для реанимации и интенсивной терапии (л.д. 18, том 1), в безусловном порядке не свидетельствует о том, что такое объединение фактически произошло и анестезиологическое отделение, в котором работала истец, осуществляло функции реанимационного отделения с палатами интенсивной терапии. Напротив, из представленных ГБУЗ ЛОКБ штатных расписаний за 1998-2001 гг. следует, что в учреждении существовали самостоятельные отделения реанимации и интенсивной терапии, в штате которых также имелись врачи анестезиологи-реаниматологи.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что после переименования отделения анестезиологии в отделение анестезиологии-реанимации направление деятельности и функциональные особенности данного отделения не изменились, и до 27 августа 2001 г. в отделении анестезиологии на постоянной основе в течение полного рабочего дня врачами проводились реанимационные мероприятия, при наличии в штате учреждения профильных отделений реанимации и интенсивной терапии, в материалы дела не представлено.
Как следует из приказов Минздравсоцразвития России от 13 июня 2006 г. N 464 и от 5 июля 2005 г. N 439, тождественными наименованиями структурного подразделения (отделения), предусмотренного Перечнем, анестезиологии-реанимации являются: послеоперационной терапии и реанимации; анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации; гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации; искусственного кровообращения; анестезиологии и реанимации искусственного кровообращения; анестезиологии и реаниматологии; анестезиологии-реаниматологии; анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии.
Отделение анестезиологии согласно данным приказам не является тождественным наименованию отделения анестезиологии-реанимации.
При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П).
Представителем истца не оспаривалось при рассмотрении дела, что истцом осуществлялось анестезиологическое сопровождение пациентов при проведении операций, при этом, как было указано выше законодателем был предусмотрено льготное исчисление специального стажа именно для врачей, осуществляющих трудовую деятельность в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, с учетом специфики работы.
При этом, характер и объем работы врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации объективно и безусловно отличается от характера и объема работы такого врача в отделении анестезиологии.
Представленное истцом в материалы дела Положение об отделении анестезиологии-реанимации от 6 февраля 2006 г. (л.д. 13-17), должностная инструкция врача анестезиолога-реаниматолоога отделения анестезиологии и реанимации от 25 января 2013 г. (л.д. 19-23, том 1), не могли быть приняты во внимание судом, поскольку данные локальные акты были приняты работодателем спустя длительное время после спорных периодов.
Кроме того, из представленных индивидуальных сведений, сданных в пенсионные органы в отношении истца Коротковой О.М. не усматривается каких-либо оснований (кода) и дополнительных сведений свидетельствующих о том, что работа истца в спорные периоды связана с деятельностью дающей право на льготное полуторное исчисление специального стажа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении периодов работы истца с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в отделении анестезиологии, а потому решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в данных исковых требованиях.
Исходя из положений Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении пенсии.
Вместе с тем, дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении страховой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
В связи с этим, если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Аналогичная позиция изложена в ответе на вопрос 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает не подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку без учета периодов работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г. в льготном исчислении, специальный стаж истца составляет менее необходимых 30 лет, а учетом учтенных периодов и того обстоятельства, что истец продолжает трудовую деятельность, право Коротковой О.М. на досрочное пенсионное обеспечение возникает 4 июля 2021 г, при этом, на основании Приложения N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия истцу может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее 4 июля 2024 г.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Оснований для применения к истцу данных нормативных положений не имеется, а потому решение суда в части признания за Коротковой О.М. права на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также подлежит отмене.
Судебная коллегия также полагает подлежащим отмене решение суда в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга N 1778 от 7 мая 2018 г, поскольку несмотря на ошибочные выводы пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж периода повышения квалификации, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности, является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2021 г, - отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга N 1778 от 7 мая 2018 г, возложении обязанности включить в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г, признании права на назначении страховой пенсии по старости досрочно.
В удовлетворении исковых требований Коротковой О.М. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга N 1778 от 7 мая 2018 г, включении в специальный стаж, дающий право на назначении страховой пенсии по старости досрочно, в льготном исчислении периодов работы с 1 сентября 1998 г. по 28 июня 1999 г, с 17 апреля 2000 г. по 26 августа 2001 г, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - отказать.
В остальной части решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2021 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.