Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Аносовой Е.А.
судей
Барминой Е.А.
Козловой Н.И.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2022 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе Киселева Е. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Киселева Е. С. к ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным, об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А, выслушав объяснения истца - Киселева Е.С. и его представителя - Изварина Д.А, представителя ответчика - Митькова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Киселев Е.С. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ Росгвардии по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области от 18.02.2021 N1-С о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты (далее также - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить в очереди на учете для получения ЕСВ для строительства или приобретения жилого помещения в составе семьи из 4 человек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2012 году решением Комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области истец был принят на учет на получение ЕСВ; в 2017 году в связи с переводом по новому месту службы решением жилищной комиссии Главного Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принят на учет на получение ЕСВ (протокол от 05.04.2017 N5-С, утвержден распоряжением ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО от 10.04.2017 N1). Распоряжением Главного Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20.02.2021 утверждено решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (протокол от 18.02.2021 N1-С) о снятии с учета для предоставления ЕСВ Киселева Е.С, а так же членов его семьи, в связи с тем, что площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м. (расчет был произведен с учетом жилой площади в коммунальной квартире). С данным решением Киселев Е.С. не согласен, считает его незаконным, вынесенным с существенным нарушением норм действующего законодательства.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.10.2021 в удовлетворении иска Киселева Е.С. отказано.
В апелляционной жалобе Киселев Е.С. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... от "дата" "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом N247-ФЗ от "дата" "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от "дата" N247-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от "дата" N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от "дата" N247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от "дата" N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от "дата" N247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от "дата" N247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N... утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (название документа в редакции, действующей в спорный период, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (подпункт "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Киселев Е.С. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с "дата" по "дата", в период с "дата" по "дата" проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в период с "дата" по настоящее время проходит службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Стаж службы (выслуга лет) для расчета размера единовременной социальной выплаты, рассчитанной в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от "дата" N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по состоянию на "дата" составляет 22 года 08 месяцев 16 дней.
Из протокола от "дата" N... П, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по СПб и ЛО от "дата" N.., Киселев Е.С. состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы истцу не предоставлялась.
Решением жилищной комиссии ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 05.04.2017 Киселев Е.С. с составом семьи из 4-х человек (истец, супруга истца - Киселева (Рытик) И.В, дочь истца - Киселева А.Е, 15.01.2002 года рождения, дочь истца - Киселева А.Е, 06.09.2010 года рождения) принят на учет ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на получение единовременной социальной выплаты (протокол от 05.04.2017 N5-С, утвержден распоряжением ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10.04.2017 N1). Дата принятия заявления 09.10.2012.
При этом жилищная комиссия приняла во внимание то, что Киселев Е.С. с 2004 года, супруга с 18.07.2013 зарегистрированы по месту жительства в двадцатикомнатной коммунальной квартире общей площадью 400, 0 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес" "адрес", где на основании договора социального найма занимают одну комнату общей площадью 15, 8 кв.м.
В то же время Киселев Е.С, супруга истца - Киселева И.В. и дочь истца - Киселева А.Е, "дата" года рождения, являются собственникам двухкомнатной квартиры общей площадью 54, 7 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в равных долях по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, право собственности зарегистрировано "дата". По данному адресу зарегистрированы Киселева А.Е, "дата" года рождения, и дочь Киселева А.Е, "дата" года рождения.
Обеспеченность Киселева Е.С. и членов его семьи, по мнению жилищной комиссии, составляет 70, 5 кв.м, по 17, 6 кв.м. на одного человека.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность истца и членов его семьи, составляет более 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, в связи с чем, признал оспариваемое решение жилищной комиссии о снятии Киселева Е.С. с составом семьи 4 человека с учета для приобретения или строительства жилого помещения и отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты соответствующим требованиям закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Довод истца о том, что площадь жилого помещения в коммунальной квартире, занимаемого им на основании договора социального найма, в соответствии с положениями пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N... подлежит вычету, повторяет аналогичный довод апелляционной жалобы и обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данная правовая норма регулирует не условия постановки на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, а определение размера единовременной выплаты как одного из составляющего формулы, указанной в пункте 27 Положения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что жилищная обеспеченность истца и его членов семьи с момента принятия на учет на получение ЕСВ (2012 года) не изменилась, не могут служит основанием к отмене постановленного решения суда, поскольку на момент принятия оспариваемого решения комиссией выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у истца права на принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем истец обоснованно снят с учета на ее получение, поскольку обеспеченность истца общей жилой площадью превышала учетную норму 15 кв.м. на члена семьи.
Как пояснил представитель ответчика в заседании судебной коллегии, что подошла очередь истца на получение ЕСВ, ввиду чего была проведена проверка жилищной обеспеченности.
Кроме того, из представленной по запросу судебной коллегии справки ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N... от "дата" следует, что в соответствии с выпиской из плана распределения бюджетных ассигнований на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата", пунктами 5, 6 Временного порядка работы должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного распоряжением ФСВНГ РФ от "дата" N... -Р, учетное дело N... лейтенанта полиции Киселева Е.С. рассмотрено на заседании жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 18.02.2021 (протокол N1-С, утвержденный распоряжением ГУ Росгвардии по СПб и ЛО от 20 февраля 2021 года N108).
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у жилищной комиссии ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области имелись законные основания для снятия с учета для предоставления единовременной социальной выплаты.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, апелляционная жалоба не содержит, выводы суда они не опровергают. В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, а также иному толкованию норм материального и процессуального права. Иная оценка обстоятельств дела стороной истца не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергает их.
Иных заслуживающих внимание доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, оснований для отмены решения первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Таким образом, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 201 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.