Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уткиной С. А. на решение Калининского районного суда г. Санкт- Петербурга от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2021 года по административному делу N 2а-3531/2021 по административному исковому заявлению Уткиной С. А. к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Финляндский округ", Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга Беглову А. Д. о признании незаконными действий по проведению проверки, направлению заявления и решения о досрочном прекращении полномочий Уткиной С.А. как муниципального депутата.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав представителей Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Финляндский округ" Чернигеля С.В, Кирпичникову А.В, представителя Администрации Губернатора Санкт - Петербурга Арно А.Н, представителя Губернатора Санкт - Петербурга Ковалеву Д.С, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Уткина С.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга МО Финляндский округ, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт - Петербурга Беглову А. Д. о признании незаконными действий по проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Уткиной С.А, признании незаконными действий по направлению заявления в муниципальный совет внутригородского округа муниципального образования Санкт-Петербурга Финляндский округ о досрочном прекращении полномочий Уткиной С.А, как муниципального депутата, о признании незаконным и отмене решения от 01.12.2020 года о досрочном прекращении полномочий депутата Уткиной С.А.
В обоснование заявленных исковых требований Уткина С.А. указала, что она являлась депутатом муниципального совета внутригородского округа муниципального образования Санкт - Петербурга Финляндский округ на основании решения ПК МО Финляндский округ от 10.09.2019 года N 113.
При проведении проверки декларации истца за 2019 год вице - губернатор Санкт - Петербурга сделал вывод о том, что истец указал не полные и недостоверные сведения в справке о доходах в разделе 1 "сведения о доходах", подразделе 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах", неполные и недостоверные сведения относительно супруга Ефремова В.А. в разделе 1 и разделе 4 "сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях". По результатам проверки Губернатором Санкт-Петербурга было направлено в адрес муниципального совета внутригородского округа муниципального образования Санкт-Петербурга Финляндский округ обращение от 10.11.2020 года N 07-138/12874 с просьбой о досрочном прекращении полномочий депутата Уткиной С.А, в результате чего 01.12.2020 года вышеуказанным административным ответчиком было принято оспариваемое решение.
Административный истец полагает, что указанное решение является незаконным и необоснованным так как ответчик грубо нарушил процедуру проведения заседания по рассмотрению обращения Губернатора Санкт - Петербурга, поскольку данное решение должно было приниматься тайным голосованием, а принятие в данном случае решения открытым голосованием нарушает п.10 ст.34 Устава МО Финляндский округ, что привело к иному результату и соответственно иному решению.
Также указала, что решение ответчика не соответствует по своей форме требованиям действующего законодательства, поскольку решение немотивированно, не отражает оценку ответчиком обстоятельств, представленных ему Губернатором Санкт - Петербурга, не содержит выводов о наличии и подтверждении каких-либо нарушений, оценке их существенности или несущественности, а также мотивов, по которым Совет пришел к выводу о необходимости именно досрочного прекращения полномочий.
Кроме того отсутствуют доказательства того, что истец нарушила требования закона, а частичные незначительные нарушения и ошибки не могут являться основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Уткиной С. А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2022 года, Уткина С.А. ставит вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением судом апелляционной инстанции норм процессуального права. Указала, что при принятии оспариваемого решения, голосование по вопросу прекращения полномочий истца проводилось в открытой форме в нарушение Устава. Полагает, что допущенное ею нарушение по неверному указанию суммы дохода является несущественным. Считает, что не указание нулевых счетов по декларации супруга, по которым осуществлялось движение денежных средств не может быть признано нарушением.
В возражениях на кассационную жалобу Глава муниципального образования исполняющий полномочия председателя Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Финляндский округ", представители Администрации Губернатора Санкт - Петербурга, Губернатора Санкт - Петербурга, просили оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Уткина С. А. являлась депутатом муниципального совета внутригородского округа муниципального образования Санкт-Петербурга Финляндский округ на основании решения ИК МО Финляндский округ от 10.09.2019 года N 113.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с нормами действующего законодательства было установлено, что Уткиной С.В. представлены неполные и недостоверные сведения в разделах 1 "Сведения о доходах", подразделах 5.1 "акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" справки и уточненной справки, а также представлены неполные и недостоверные сведения в разделе 1 "Сведения о доходах", разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" справки в отношении супруга.
В соответствии с ч.7.3 и 11 ст.40 ФЗ N 131-ФЗ письмом от 10.11.2020 N07-138/12874 Губернатор Санкт-Петербурга Беглов А.Д. обратился в муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Финляндский округ с заявлением о необходимости принять решение о досрочном прекращении полномочий Уткиной С.А.
01.12.2020 года муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга муниципальный округ Финляндский округ на своем заседании рассмотрел вышеуказанное обращение Губернатора Санкт-Петербурга и принял решение N 38 о досрочном прекращении полномочий депутата указанного муниципального совета Уткиной С.А.
При этом было установлено, что путем сопоставления представленных Уткиной С.А. сведений о доходах с информацией, представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт - Петербургу, Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, ПАО "Сбербанк России" и АО "Тинькофф Банк", что на имя Уткиной С.А. открыт счет в ПАО Сбербанк от 05.09.2001, на имя супруга Уткиной С.А. открыты счета: в ПАО "Промсвязьбанк" от 22.08.2019 и от 01.11.2019; в ПАО "Банк Санкт-Петербург" от 01.12.2016; в ООО "Хоум кредит энд Финанс Банк" два счета от 20.12.2008.
В справке супруга Уткиной С.А. указан доход по основному месту работы (ООО "МАКРО ГРУПП") в размере 1 650 500 рублей. При этом указанный доход в 6 раз превышает размер дохода, указанный в письме Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (256 500 рублей) (л.д.165).
Также согласно сведениям, представленным ПАО Сбербанк, ежемесячно на лицевой счет N, открытый на имя супруга Уткиной С.А, поступали денежные средства от ООО "ВЕС ЭВЕНТ". Общая сумма поступивших средств за 2019 год составила более 500 000 рублей.
Вместе с тем в справке супруга Уткиной С.А. указан только доход по основному месту работу и доход от вкладов в банках и иных кредитных организаций. Доход от ООО "ВЕС ЭВЕНТ" в справке не указан.
В уточненной справке Уткиной С.А. указан доход в размере 4 715 рублей. Из письма Управления Федеральной налоговой службы по Санкт- Петербургу следует, что доход Уткиной С.А. составил 5 420 рублей.
Кроме того, установлено наличие счета, открытого на имя супруга Уткиной С.А. в АО "Тинькофф Банк" N от 03.03.2018 и не указанного в справке, с нулевым остатком на конец отчетного периода. При этом по указанному счету осуществлялось движение денежных средств на сумму около 140 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что по результатам проведенной проверки установлен факт представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, что является основанием для прекращения полномочий депутата муниципального образования, решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Финляндский округ от 01.12.2020 N38 "О досрочном прекращении полномочий депутата Уткиной С.А." принято уполномоченным органом в соответствии с ч.7.1, ч.11 ст.40 ФЗ N 131-ФЗ, нарушения в действиях Губернатора Санкт-Петербурга и Администрации Губернатора Санкт-Петербурга отсутствуют.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольносчетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Депутат в силу положений статьи 2 Федерального закона N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N7-3 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт- Петербурга" лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 названного Закона Санкт- Петербурга в случае непредставления лицом, замещающим муниципальную должность, либо представления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанное лицо несет ответственность в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 10.1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом N273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Согласно частям 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате названной проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Частью 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, в виде освобождения от должности.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Суды правомерно пришли к выводу о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Уткиной С.А. является мотивированным, содержит в себе основания принятия такого решения, принято в установленный срок, на заседании Муниципального Совета, Уткина С.А. возражений по поводу процедуры принятия не заявляла, провести тайное голосование не просила.
Согласно ст. 34 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Финляндский округ, п.8.2 Положения о регламенте заседаний МС МО Финляндский округ принятие решений производится открытым поименным голосованием, а по персональным вопросам - тайным голосованием.
Из п.8.4 Положения о регламенте заседаний МС МО Финляндский округ следует, что при решении отдельных вопросов по требованию более половины принявших участие в заседании депутатов, Совет может принять решение о проведении тайного голосования.
При этом из системного толкования вышеуказанных положений во взаимодействии с действующим законодательством усматривается, что вопрос о прекращении полномочий депутата к понятию "персональный вопрос" не относится, поскольку данное понятие само по себе не заключает в себя рассмотрение вопроса относительно каждого лица, либо вопрос, содержащий персональные данные.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения судами и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Санкт- Петербурга от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2021 года по административному делу N 2а-3531/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Уткиной С. А. - без удовлетворения.
Решение Калининского районного суда г. Санкт- Петербурга от 14 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.