Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Рябинина К.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скриповой М. В. на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 14 мая 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 августа 2021 года по административному делу N 2а-189/2021 по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным решения муниципального совета депутатов муниципального образования "Двинское", возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета муниципального образования "Двинское" Скриповой М. В, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения прокурора Яковлевой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Верхнетоемского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным решения муниципального совета муниципального образования "Двинское" от 10 марта 2021 года N 1 "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета депутатов муниципального образования "Двинское", возложении обязанности со дня вступления настоящего решения в законную силу на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета депутатов муниципального образования "Двинское" Скриповой М.В. в связи с несвоевременным исполнением обязанности по представлению в срок до 1 августа 2020 года включительно заявления о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2021 года N230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В обоснование административного иска указали, что в результате прокурорской проверки установлено, что избранная 8 сентября 2019 года депутатом муниципального совета депутатов "Двинское" Верхнетоемского муниципального района Скрипова М.В, осуществляющая свои полномочия на непостоянной основе, в установленный законом срок не исполнила обязанность предусмотренную частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в связи с чем 9 февраля 2021 года в муниципальный совет муниципального образования "Двинское" прокурором внесено представление, содержащее требование о принятии решения о досрочном прекращении полномочий данного должностного лица. Оспариваемым решением это представление отклонено. Полагая указанное решение не соответствующим требованиям закона, что приводит к неисполнению задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, то есть нарушает права и законные интересы как муниципального образования "Двинское", так и неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Определением суда от 15 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в лице Управления по вопросам противодействия коррупции.
Решением Красноборского районного суда Архангельской области от 14 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 августа 2021 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение муниципального совета муниципального образования "Двинское" от 10 марта 2021 года N 1 "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета муниципального образования "Двинское" Скриповой М. В.", на муниципальный совет муниципального образования "Двинское" возложена обязанность по рассмотрению на ближайшей после вступления решения суда в законную силу сессии совета муниципального образования "Двинское" вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета муниципального образования "Двинское" Скриповой М.В.; в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Скриповой М.В. подана кассационная жалоба, в которой она просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что дело подлежит прекращению ввиду отсутствия предмета спора, так как оспариваемое решение на сессии не принималось, поскольку не получило необходимого числа голосов.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 08.09.2019 года Скрипова М.В. выбрана депутатом муниципального Совета депутатов "Двинское" Верхнетоемского района Архангельской области.
Установлено, что Скрипова М.В. не представила в установленный срок до 1 августа 2020 г. заявление о совершении сделок, предусмотренных ч.1 ст.3 Закона N 230 - ФЗ.
10 марта 2021 года состоялось заседание 14 (внеочередной) сессии муниципального Совета муниципального образования "Двинское" Второго созыва на котором рассмотрено представление прокуратуры Верхнетоемского района Архангельской области от 09.02.2021 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принято решение о сохранении полномочий депутата муниципального Совета депутатов "Двинское" Верхнетоемского района Архангельской области Скриповой М.В.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отказом в досрочном прекращении полномочий депутата, не соблюдавшего и не исполнявшего ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ, нарушены интересы государства, а также сельского поселения "Двинское", неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих инстанций.
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).
В силу части 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей муниципальных образований Архангельской области, лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области, кандидатами на должность главы местной администрации муниципального образования Архангельской области по контракту, лицом, замещающим должность главы местной администрации муниципального образования Архангельской области по контракту, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее по тексту также - Порядок) установлен областным законом от 26 ноября 2008 года N 626-31-03 "О противодействии коррупции в Архангельской области".
В силу пункта 2.1 Порядка сведения, указанные в части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, представляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в орган государственной власти Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определенный указом Губернатора Архангельской области.
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляло Губернатору Архангельской области заявление о не совершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года" и указом Губернатора Архангельской области от 20 апреля 2020 г. N 56-у "О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. N 28-у" сведения о доходах за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г. представлялись до 1 августа 2020 г. включительно.
Сроки представления сведений о доходах в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) были продлены, в том числе и для лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области.
При этом уточненные сведения в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) могли быть представлены указанными лицами в течение одного месяца после окончания срока, предусмотренного пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 272. то есть до 1 сентября 2020 г. включительно.
Таким образом, депутаты сельских поселений муниципальных образований Архангельской области, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случае несовершения ими сделок, предусмотренных Федеральным законом N 230-ФЗ в отчетном 2019 г, в срок до 1 августа 2020 г. включительно обязаны были представить соответствующие заявления - Губернатору Архангельской области.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при наличии оснований для применения к Скриповой М.В. иных мер публично - правовой ответственности за допущенные ею нарушения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" из числа предусмотренных частью 7.3-1. статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган местного самоуправления при очевидности допущенных Скриповой М.В. нарушений требований антикоррупционного законодательства устранился от рассмотрения вопроса о привлечении ее к какой бы то ни было ответственности заданные нарушения.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноборского районного суда Архангельской области от 14 мая 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 августа 2021 года по административному делу N2а - 189/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Скриповой М. В. - без удовлетворения.
Решение Красноборского районного суда Архангельской области от 14 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 25 августа 2021 года, кассационное определение, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.