Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-1277/2021) по кассационной жалобе администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года (N 33а-977/2022) по административному исковому заявлению Ивановой А.С, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ильиной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Ивановой А.С. Карачевцевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова А.С, действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратилась в суд с административным иском к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий от 24 февраля 2021 года, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий административного истца и ее несовершеннолетних детей с 24 февраля 2021 года. В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на то, что при принятии оспариваемого решения администрация неверно оценила обстоятельства отчуждения жилого помещения, поскольку такое отчуждение не повлияло на размер их обеспеченности, тем самым действия по отчуждению не привели к такому ухудшению их жилищных условий, в результате которого они стали являться нуждающимися в оказании содействия.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года отменено решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года, административное исковое заявление Ивановой А.С. удовлетворено. Признан незаконным отказ администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга от 24 февраля 2021 года N.
На администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга возложена обязанность принять на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий Иванову А.С, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с датой постановки на учет 24 февраля 2021 года.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 19 апреля 2022 года, администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права и настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 15 апреля 2019 года прекращен брак между Ивановой А.С. и ФИО11, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от 16 апреля 2019 года.
Административный истец является матерью несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении.
Семья административного истца имеет права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга, что подтверждает свидетельство N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке по форме N 9 от 2 марта 2021 года административный истец вместе с несовершеннолетними детьми с апреля 2019 года зарегистрированы по адресу: "адрес", в комнате площадью 12, 10 кв.м, расположенной в 6 комнатной коммунальной квартире общей площадью 126, 50 кв.м. Указанная комната принадлежит административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 12/89.
Согласно справке по форме N 9 от 2 марта 2021 года административный истец является собственником 6/56 доли в праве на комнату размером 11, 30 кв.м, расположенной в 4 комнатной квартире адресу: "адрес" соответствии с договором купли-продажи N от 7 декабря 2017 года.
16 января 2021 года административный истец обратилась с заявлением к административному ответчику о постановке ее и детей на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. Из указанного заявления следует, что административный истец вместе с несовершеннолетними детьми занимает комнату 12 кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей ей на праве собственности. Также административный истец указала, что является собственником доли в праве 6/56 в коммунальной квартире по адресу: "адрес".
Уведомлением от 24 февраля 2021 года N Ивановой А.С. отказано в предоставлении государственной услуги - постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в связи с тем, что административный истец менее чем за пять лет до обращения с заявлением о постановке на учет уменьшила свою обеспеченность жилым помещением, поскольку произвела отчуждение принадлежащей доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" (отдельная квартира), в связи с чем произошло ухудшение жилищных условий семьи.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 29 мая 2020 года следует, что Иванова А.С. продала 9/68 доли в праве на квартиру общей площадью 108, 20 кв.м. по адресу: "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административный истец в 2020 году снялась с регистрационного учета и тем самым прекратила свое право пользования указанной квартирой N 5 как член семьи собственника, при этом доказательств вынужденности совершения таких действий не представлено, то тем самым Иванова А.С. ухудшила свои жилищные условия, что подтверждает довод административного ответчика, что административным истцом в пределах пятилетнего срока до обращения в администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, в связи с чем оспариваемый отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий является правомерным, оснований для принятия на такой учет не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке, не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N-р (далее - Регламент), предусмотрен порядок подачи и рассмотрения заявления по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (далее - Закон о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан), содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с данным Законом Санкт-Петербурга.
В силу статьи 3 Закона о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, в частности, в случае, если они имеют трех и более детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 7 этого же Закона Санкт-Петербурга (подпункт 3 пункта 1).
В соответствии со статьей 7 Закона о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан учетный норматив жилищной обеспеченности составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
Таким образом, для определения нуждаемости имеет значение размер общей площади жилого помещения, занимаемого гражданином.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии.
Жилищный учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшения жилищных условий, ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3 указанного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 для принятия на жилищный учет граждане представляют в уполномоченный орган заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также документы, в соответствии с которыми: удостоверяется личность, место жительства и гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; устанавливается жилищная обеспеченность, устанавливается техническое состояние жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение); устанавливается состав семьи заявителя и степень родства.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что решение о принятии на жилищный учет или об отказе в принятии на жилищный учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на жилищный учет и иных представленных в соответствии с настоящей статьей документов уполномоченным органом не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в уполномоченный орган.
В силу пункта 1 статьи 10.1 названного Закона Санкт-Петербурга решение об отказе в принятии граждан на жилищный учет принимается в случае, если: не представлены документы, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона Санкт-Петербурга; представлены документы, которые не подтверждают право граждан быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий; не истек срок, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о содействии Санкт-Петербурга действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях названного Закона Санкт-Петербурга действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан.
К таким действиям законом отнесено, в том числе отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Так, из оспариваемого уведомления следует, что до отчуждения доли в квартире по адресу: "адрес", доля общей площади жилого помещения на одного члена семьи административного истца составляла 10, 43 кв.м.
Между тем, как следует из материалов дела, административный истец с детьми постоянно зарегистрированы в коммунальной квартире по адресу: "адрес". На административного истца и членов ее семьи приходится 17, 256 кв.м. общей площади (126, 50:88, 70*12, 10).
Ивановой А.С. принадлежит на праве собственности 6/56 доли в 4-х комнатной коммунальной квартире, по адресу: "адрес" всей квартиры 77, 40 кв.м, жилая площадь всей квартиры 55, 80 кв.м. Указанная доля соответствует 8, 292 кв.м. общей площади (6/56*77, 40).
Из материалов дела следует, что Ивановой А.С. принадлежало 9/68 доли в квартире общей площадью 108.20 кв.м. по адресу: "адрес". Указанная доля составляла 14, 320 кв.м. общей площади (9/68*108, 20).
Таким образом, при совокупности указанных жилых помещений жилищная обеспеченность административного истца и членов его семьи, до рождения ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) составляла 39, 868 кв.м. (17, 256 кв.м. + 8, 292 кв.м. + 14, 320 кв.м.) общей площади, что на 1 человека составляет 9, 967 кв.м. общей площади, что соответствует учетной норме (10 кв.м. общей площади) жилого помещения для принятия на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
На момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, административного искового заявления у Ивановой А.С. изменился состав семьи и жилищная обеспеченность. Так, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО5, которая ДД.ММ.ГГГГ была вселена в коммунальную квартиру по адресу: "адрес". В связи с чем, на каждого члена семьи административного истца приходится 7, 973 кв.м. общей площади, что также соответствует учетной норме для постановки на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отчуждение доли в квартире по адресу: "адрес" не привело к ухудшению административным истцом своих жилищных условий таким образом, что в результате указанного она стала относится к нуждающимся в оказании содействия, ввиду чего у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года без изменения, кассационную жалобу администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.