Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Щербаковой Г.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года (N 2а-1764/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2021 года (N 33а-17477/2022) по административному исковому заявлению Щербаковой Г.А. к заместителю руководителя Управления ФНС России по Ленинградской области, Управлению ФНС России по Ленинградской области, Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области об оспаривании расчета земельного налога.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителей Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области Дегтяревой И.С. и Шевцовой Е.Н, также представляющей Управление ФНС России по Ленинградской области, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щербакова Г.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административными исками к заместителю руководителя Управления ФНС России по Ленинградской области Анисимову А.Ю, Управлению ФНС России по Ленинградской области, Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области, просила признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области по изменению ставки земельного налога с 0, 3% до 1, 5% для земельных участков с кадастровыми номерами N за 2019 год, подтвержденные УФНС России по Ленинградской области; действия по применению ставки налога 1, 5 % для исчисления земельного налога для указанных земельных участков в налоговые периоды 2017 и 2018 года; проверить полномочия ответчика на изменение ставки земельного налога, проверить действия ответчика по нормативному правовому акту - Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе"; признать незаконным расчет земельного налога для указанных земельных участков в налоговые периоды 2017 и 2018 года; обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Ленинградской области пересчитать размер земельного налога для данных земельных участков в налоговые периоды 2017 и 2018 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Щербакова Г.А. указала, что в соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога. Земельный налог уплачивается ею своевременно и в размере, определенном в налоговых уведомлениях. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставки земельного налога не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением совета депутатов муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 19 октября 2005 года N 10 "Об установлении земельного налога" для земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка 0, 3 процента.
До налогового периода 2017 года налоговым органом начислялся размер земельного налога за указанные в административном исковом заявлении земельные участки исходя из ставки налога 0, 3 процента. Однако за налоговые периоды 2017 и 2018 года земельный налог за земельные участки начислен налоговым органом исходя из ставки 1, 5 %, при этом категория земли "земли сельскохозяйственного назначения" не изменилась.
В связи с применением ставки налога 1, 5 % она 20 ноября 2019 года направила заявление в Межрайонную ИФНС России N 2 по Ленинградской области, 3 декабря 2019 года - жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу.
В ответе от 17 января 2020 года на жалобу административный ответчик разъяснил, что применение налоговым органом в расчете налога на землю ставки налога 1, 5 процента обусловлено получением информации от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о ее привлечении к административной ответственности. Вывод ответчика о том, что земельные участки признаны неиспользуемыми по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, бездоказателен и ничем не обоснован. Решения о привлечении административного истца к административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению не принималось.
В 2015 году в отношении нее были составлены протоколы об административном правонарушении за правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от метровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Ответственность же за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства предусмотрена частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности по части 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях она не привлекалась.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2021 года, Щербаковой Г.А. отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В кассационной жалобе на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 26 апреля 2022 года, Щербакова Г.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и не соответствующими фактическим обстоятельствам, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков:
-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
-1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1, 5 процента.
1) 0, 3% в отношении земельных участков:
-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
-не используемых в предпринимательской деятельности; приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
-ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1, 5% в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
С учетом вышеприведенных закона, а также положений действовавшего на момент возникновения между сторонами правоотношений постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 369, постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации", с учетом установленных совокупностью исследованных судами доказательств обстоятельств неиспользования Щербаковой Г.А. принадлежащих ей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N в налоговые периоды 2017-2019 годов для сельскохозяйственного производства, суды пришли к обоснованному выводу, что налоговый орган согласно закону и в пределах своей компетенции применил ставку налогообложения 1, 5 %.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербаковой Г.А. - без удовлетворения.
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.