Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Блинова Н.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года (N 2а-1719/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года (N 33а-168/2022) по административному исковому заявлению Блинова Н.А. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ N 75, Военному комиссариату Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга", Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Блинова Н.А. Наумова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Блинов Н.А. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ N 75 от 2 июля 2020 года о призыве на военную службу с учетом подпункта "а" и "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года, Блинову Н.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 4 мая 2022 года, Блинов Н.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что в 2014 году Блинов Н.А. поступил в Военно-медицинскую академию по федеральному государственному стандарту (программе) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) - Лечебное дело ДД.ММ.ГГГГ (ранее 060101-65), по очной форме обучения, специалитет (платное отделение), с продолжительностью обучения с 1 сентября 2014 года по 30 июня 2020 года, срок обучения 6 лет.
Таким образом, Блинов Н.А. имел законную отсрочку от призыва на военную службу на основании пункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" в период с 1 сентября 2014 года по 30 июня 2020 года.
Соответствующая справка (от 1 октября 2014 года N 40/1233) была предоставлена Военно-медицинской академией Блинову Н.А. для предоставления в Военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга по месту воинского учета студента.
Предусмотренная абзацем 8 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз (обучающимся по программе специалитета), за исключением одного из случаев, предусмотренных данных пунктом.
Впоследствии Блиновым Н.А. была предоставлена в военный комиссариат другая справка от 5 февраля 2020 гола N 40/328, из которой следует, что окончание обучения в образовательном учреждении - 30 июля 2020 года (ранее было 30 июня 2020 года), основание к изменению срока окончания обучения справка не содержит.
На момент выдачи справки 5 февраля 2020 года не было оснований для предположения возможности возникновения пандемии коронавирусной инфекции или иных обстоятельств для продления отсрочки от призыва на военную службу, а также доказательств принятия мотивированного решения о необходимости продления отсрочки от призыва студента с указанием соответствующих оснований.
19 июня 2020 года Блинов Н.А. получил повестку о явке в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга для прохождения призывной комиссии, назначенной на 2 июля 2020 года на 9.00.
Ранее Блинов Н.А. также вызывался военным комиссариатом Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга на 18 марта 2020 года для уточнения документов воинского учета (по почте), на 15 июня 2020 года для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним (лично).
19 июня 2020 года Блинов Н.А. явился в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним. Ранее прошел по месту жительства обязательные диагностические исследования: "данные изъяты", присутствовал при вынесении итогового заключения врача, руководящего работой врачей специалистов призывной комиссии. Высказывал жалобы на пониженное зрение обоих "данные изъяты".
Итоговым заключением врача, руководящего работой врачей специалистов призывной комиссии Блинову Н.А. определена категория годности "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 34 "г" графы I расписания болезней.
Итоговое решение призывной комиссии Муниципального округа N 75 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга было отложено на 2 июля 2020 года, в связи с действием отсрочки по призыву до 30 июня 2020 года, а также с учетом графика работы призывной комиссии.
2 июля 2020 года Блинов Н.А. явился в военный комиссариат, где присутствовал при вынесении итогового решения призывной комиссии Муниципального округа N 75 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга о призыве на военную службу 2 июля 2020 года Блинову Н.А. была выдана повестка о явке в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга для отправки к месту прохождения военной службы, назначенной на 8 июля 2020 года.
6 июля 2020 года Блинов Н.А. подал заявление в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии военного комиссариата Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года, а также подал жалобу на решение призывной комиссии о призыве на военную службу.
11 июля 2020 года военным комиссариатом Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга дан ответ на обращение Блинова Н.А. от 6 июля 2020 года, направлена выписка из книги протоколов призывной комиссии Муниципального округа N 75 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, а также дан письменный ответ на жалобу на решение призывной комиссии от 2 июля 2020 года о призыве на военную службу.
15 июля 2020 года итоговое решение призывной комиссии Муниципального округа N 75 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года было отменено, как нереализованное в рамках весенней призывной кампании 2020 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что оснований для отмены решения призывной комиссии не имеется, в связи с чем требования Блинова Н.А. об оспаривании действий и решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ N 75 удовлетворению не подлежат, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; направлении на альтернативную гражданскую службу; предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; освобождении от призыва на военную службу; зачислении в запас; освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными требованиями или федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск, изменившим тему квалификационной работы (диссертации) и (или) перешедшим в той же образовательной организации или научной организации с одной образовательной программы на другую программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре или на имеющую государственную аккредитацию программу ординатуры или программу ассистентуры-стажировки либо переведенным в другие образовательную организацию или научную организацию для освоения соответствующей образовательной программы. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данных образовательной организации или научной организации либо в образовательной организации или научной организации, из которых осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;
г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
г.1) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;
г.2) обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования:
д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
е) из числа лиц:
покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, - на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, - на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, - на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
2.1. Право на предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящей статьи отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз и при условии, если ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения им возраста семнадцати лет и шести месяцев.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Суд апелляционный инстанции направил запросы в Военно-медицинскую академию, из ответов на которые следует, что солгано плану обучения студентов 6 курса факультета подготовки и усовершенствования гражданских медицинских (фармацевтических) специалистов (лечебное дело) в 2019-2020 году, мероприятия государственной итоговой аттестации выпускников проводились с 5 по 30 июня 2020 года.
Согласно копии диплома специалиста N, регистрационный N на имя Блинова Н.А, дата выдачи диплома ДД.ММ.ГГГГ.
С 2 июля 2020 года Блинов Н.А. исключен из списков Военно-медицинской академии, как успешно прошедший государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации "врач-лечебник" по специальности "лечебное дело".
Согласно ответу Военно-медицинской академии Блинов Н.А. получал справки для предоставления в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга с указанием даты приказа о зачислении и планируемой датой окончания 30 июля 2021 года, с учетом права на предоставление ему каникул после прохождения итоговой аттестации. Заявления о предоставлении каникул Блинов Н.А. не подавал.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Таким образом, Закон о воинской обязанности и военной службе определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Отсрочку от призыва на военную службу предоставляет военный комиссариат с учетом положений статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", а учитывая, что Блинов Н.А. на 30 июня 2020 года прошел полностью государственную итоговую аттестацию в учебном заведении, со 2 июля 2020 года исключен из списков Военно-медицинской академии, как успешно прошедший государственную итоговую аттестацию, то есть студентом не являлся, суды сделали верный вывод, что у призывной комиссии имелись основания для принятия оспариваемого решения от 2 июля 2020 года о призыве на военную службу, с учетом установленной категории годности к военной службе. Предоставление иной справки об изменении срока окончания обучения, исходя из "... планируемой даты окончания 30 июля 2021 года, с учетом права на предоставление студенту каникул после прохождения итоговой аттестации... ", не исключает возможности быть призванным на военную службу.
То, обстоятельство, что Блинов Н.А. 31 августа 2020 года был зачислен ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" в ординатуру по очной форме обучения по специальности "физиотерапия" (ДД.ММ.ГГГГ) с окончанием обучения 31 августа 2022 года, для рассмотрения настоящего дела не имеет правового значения, так как данные обстоятельства не существовали на момент принятия оспариваемого решения. Административный ответчик не мог рассматривать основания предоставления обстрочки от военной службы не только по пункту "а", но и "б" части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", а, значит, данное основание не могло быть рассмотрено судом в качестве основания для отмены решения призывной комиссии.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Блинова Н.А. - без удовлетворения.
Решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.