Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года (N 2а-1563/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года (N 33а-1192/2022) по административному исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Вешнякова В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" о признании незаконным бездействия по необеспечению транспортной доступности левобережной части деревни Левковка Приморского района Архангельской области, обязании принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъезд к левобережной части деревни Левковка Приморского района Архангельской области.
В обоснование требований указал, что проведенной прокурорской проверкой по коллективным обращениям жителей деревни Левковка выявлено отсутствие официальной автомобильной дороги общего пользования местного значения в левобережную часть деревни Левковка. Существующая полевая дорога от деревни Нижнее Ладино до деревни Левковка, обеспечивающая проезд неопределенного круга лиц до левобережной части деревни Левковка, расположена вне границ данных населенных пунктов, является частью инженерной инфраструктуры Приморского района Архангельской области, на балансе администраций района и поселения не состоит. Обязанность по принятию на баланс и включению в перечень автомобильных дорог общего пользования существующей полевой автомобильной дороги законом возложена на администрацию муниципального образования "Приморский муниципальный район", которой до настоящего времени не завершены мероприятия, направленные на постановку на учет существующего полевого проезда, с целью последующего его принятия на баланс и включения в перечень автомобильных дорог общего пользования. Отсутствие официальной автомобильной дороги в левобережную часть деревни Левковка нарушает права жителей данного населенного пункта на благоприятные жилищные и дорожные условия, создает угрозу невозможности оперативного и надлежащего получения ими скорой медицинской помощи, а также помощи в случае возникновения пожара и иных чрезвычайных ситуаций.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе на решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 28 апреля 2022 года, администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, постановленными с нарушением процессуальных норм, настаивая на отсутствии с ее стороны незаконного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как установлено судами, в связи с поступившими коллективными жалобами жителей деревни Левковка Приморского района Архангельской области Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области проведена проверка, по результатам которой выявлено отсутствие организованного проезда неопределенного круга лиц до левобережной части деревни Левковка. Единственный проезд к деревне проходил через колхозное поле, которое будучи поделенным на колхозные паи было распродано третьим лицам. Собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения, через которые проходит дорога до левобережной части деревни Левковка, ограничили доступ к своим земельным участкам, отказав в предоставлении проезда. В настоящее время до левобережной части деревни Левковка отсутствует транспортная доступность, как для жителей деревни, так и для экстренных служб.
По сведениям, предоставленным администрацией муниципального образования "Приморский муниципальный район" и администрацией муниципального образования "Заостровское", автомобильная дорога, ведущая к левобережной части деревни Левковка, отсутствует, не создана, на баланс ни одной из администраций не принята.
Постановлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 13 октября 2021 года N 2131 назначены общественные обсуждения по вопросу рассмотрения проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога в деревне Левковка муниципального образования поселения "Заостровское" Приморского района Архангельской области. Срок проведения слушаний с 14 октября 2021 года по 17 ноября 2021 года.
Постановлением главы муниципального образования "Приморский муниципальный район" Рудкиной В.А. от 18 ноября 2021 года N 2420 утверждена прилагаемая документация по планировке территории (проект межевания территории) для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога деревня Нижнее Ладино - деревня Левковка муниципального образования сельского поселения "Заостровское" Приморского района Архангельской области".
На день принятия судом решения автомобильная дорога не создана, на баланс администрацией не принята и на учет не поставлена.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", выразившегося в не организации проезда к левобережной части деревни Левковка Приморского района Архангельской области; возложив на административного ответчика обязанность в срок до 31 декабря 2023 года принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъезд к левобережной части деревни Левковка от деревни Нижнее Ладино Приморского района Архангельской области, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Действующее законодательство исходит из безопасности дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, реализация которых обеспечивается ремонтом и содержанием, в том числе дорог общего пользования (статьи 1 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К автомобильным дорогам общего пользования положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отнесены автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Как установлено положениями подпунктов 5 и 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопреки утверждениям административного ответчика нарушений норм процессуального права при принятии уточненных исковых требований судом допущено не было.
В силу части 4 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, обратившийся в суд с административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключениями, предусмотренными настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Как следует из материалов дела, 17 ноября 2021 года административным истцом был изменен административный иск в части предмета, при этом основания заявленных требований по существу остались прежними, в связи с чем у суда отсутствовали предусмотренные процессуальным законом основания для отказа в принятии уточненных исковых требований.
Доводы об отсутствии со стороны администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" незаконного бездействия правильно были оценены судами как несостоятельные по мотивам, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не находит.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.