Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Бакиева Рината Шамильевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 года, Бакиев Ринат Шамильевич (далее - Бакиев Р.Ш.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Бакиев Р.Ш. просит отменить состоявшиеся судебные решения, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных решений не имеется.
В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N67-ФЗ) под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 5 статьи 41 Закона N67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
Пунктом 9 статьи 59 Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
В соответствии с частью 9 статьи 72 Кодекса Республики Башкортостан о выборах кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:
первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации в соответствующей избирательной комиссии в установленном настоящим Кодексом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 5 дней предшествует дате сдачи отчета;
итоговый финансовый отчет о размере избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, указанные в части 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом".
Копии указанных отчетов не позднее чем через 5 дней со дня их получения передаются соответствующей избирательной комиссией в редакции средств массовой информации для опубликования в течение 5 дней со дня их поступления в редакцию средства массовой информации.
Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с частью 1 статьи 71 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N83/14 от 30 июля 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва, о чем размещена информация путем публикации в СМИ.
Заявлением от 16 июля 2021 года Бакиев Р. Ш. уведомил Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 в порядке самовыдвижения.
Решением от 31 июля 2021 года N238/21 в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N7 Бакиеву Р.Ш. отказано.
В печатном издании "Вечерняя Уфа" 24 сентября 2021 года опубликовано сообщение о состоявшихся 19 сентября 2021года выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва и об их результатах.
В установленный законом срок в нарушение требований пункта 9 статьи 59 Закона N 67-ФЗ, части 9 статьи 71 Кодекса Республики Башкортостан о выборах Бакиев Р.Ш. итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда в территориальную избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан не представил.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Бакиева Р.Ш. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Бакиевым Р.Ш. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверно подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 2 от 22 ноября 2021 года; копией решения N 83/14 от 30 июня 2021 года "О назначении выборов депутатов Совета городского округа город Уфа РБ", копией заявления Бакирова Р.Ш. от 16 июля 2021 года в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан; подтверждением о приеме документов, представленных для уведомления о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва; официальном сообщении "Вечерняя Уфа" от 24 сентября 2021 года; копией решением об отказе Бакиеву Р.Ш. в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 от 31 июля 2021 года N238/21, а также другими материалами дела.
Оценив всесторонне, полно и объективно представленные в дело доказательства, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья при рассмотрении дела, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи обоснованно пришли к выводу о виновности Бакиева Р.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в жалобе доводы не указывают на отсутствие в действиях Бакиева Р.Ш. состава административного правонарушения.
Установленные в настоящем случае обстоятельства, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Бакиева Р.Ш. от создания избирательного фонда и, соответственно, от предоставления финансового отчета, поскольку именно для формирования избирательного фонда Бакиеву Р.Ш. был открыт специальный избирательный счет, на который впоследствии были перечислены денежные средства на проведение избирательной кампании.
Бакиев Р.Ш, получив в соответствии с положениями статьи 2, 33 Закона N 67-ФЗ статус кандидата после подачи заявления о согласии баллотироваться, после отказа в регистрации не утратил возложенной на него законом обязанности предоставить итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. При таких обстоятельствах суждения заявителя о том, что на момент выявления административного правонарушения и на момент составления протокола ему уже отказано в регистрации кандидатом, он кандидатом не являлся, правового значения не имеют и на юридическую квалификацию его действий (бездействия) не влияют.
Доводы о неуведомлении избирательной комиссией об обязанностях кандидата, о том, что фактически избирательную кампанию не вел, затрат не производил, на счет не было поступлений, денежные средства с него не перечислялись не указывают на наличие оснований для освобождения Бакиева Р.Ш. от выполнения возложенной на него законом обязанности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В ходе составления протокола Бакиеву Р.Ш. разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также статья 51 Конституции Российской Федерации. Правом дать объяснения относительно вмененного правонарушения Бакиев Р.Ш. воспользовался. Копия протокола вручена ему в установленном законом порядке.
Каких-либо оснований полагать о наличии в протоколе существенных недостатков, влекущих его недопустимость как доказательства по делу, о нарушении установленного порядка возбуждения дела об административном правонарушении, а также права Бакиева Р.Ш. на защиту не усматривается.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, в своей совокупности являются достаточными для установления вины Бакиева Р.Ш. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Бакиев Р.Ш. должен был создать избирательный фонд и исполнить обязанность по предоставлению предусмотренных данным Федеральным законом финансовых отчетов о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, либо уведомить избирательную комиссию о несоздании данного фонда, что Бакиевым Р.Ш. сделано не было. При этом вопреки доводам жалобы о том, что неоднократно уведомлял избирательную комиссию о не создании избирательный фонда, доказательств, подтверждающих такое обстоятельство, не представил.
Утверждение Бакиева Р.Ш. о том, что перечислил на избирательный счет 500 рублей из своих собственных средств и, поскольку был лишен возможности собрать необходимое количество подписей в связи с ограничением по времени (4 дня) отказался от формирования избирательного фонда и решилвернуть именно собственные средства объективно ничем не подтверждено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все имеющие значение для дела обстоятельства установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении Бакиеву Р.Ш. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе Бакиева Р.Ш. о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не может быть принято во внимание.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Имеющиеся в настоящем случае обстоятельства дела не указывают на возможность применения положений о малозначительности к рассматриваемой ситуации. Приведенные в жалобе обстоятельства фактического отсутствия ведения избирательной кампании, затрат, перечислений и движения по счету, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, не свидетельствуют о его малозначительном характере. В силу формального состава правонарушение не требует наступления каких-либо последствий, а потому ссылки заявителя на отсутствие вреда охраняемым законам интересам государства на малозначительность нарушения не указывает.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бакиева Рината Шамильевича, оставить без изменения, а жалобу Бакиева Рината Шамильевича оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.