Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Нижегородовой Р.В., действующей на основании доверенности в интересах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитника Нижегородова Р.В. в интересах ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 29 апреля по 21 мая 2021 года на основании поручений заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республике Башкортостан от 29 апреля, 3 и 12 мая 2021 года должностными лицами указанного органа проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний у студентов ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ.
В ходе данного мероприятия выявлены нарушения статей 22, 29, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ; пунктов 4.1, 4.2, 4.4, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 СП 3.1.3597-20; пунктов 5.2, 6.5 СП 3.1.3525-18 "Профилактика ветряной оспы и опоясывающего лишая" (признаны утратившими силу с 1 сентября 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4); пунктов 2.6, 15.1, 17.1, 17.2, 17.4, 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (признаны утратившими силу с 1 сентября 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4); пунктов 2.4.14, 2.5 СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; пунктов 2.7, 4.25.1 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условием деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; пунктов 157, 184, 200, 210 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; пунктов 2.2.2.6, 2.8.4, 2.8.13, 2.8.16, 2.10.8, 3.28, 3.41, 3.9 СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" (признаны утратившими силу с 1 сентября 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4); пунктов 1.13, 1.4, 3.6 МР 3.1/2.1.0205-20 "Рекомендации по профилактике новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования"; пункта 3.14 МР 3.1.0229-21 "Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях", пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.6, 3.1, 3.2, 3.7, 3.8, 3.10, 3.13, 4.1, 5.1 Рекомендаций по организации работы обсерватора лиц, прибывших из эпидемически неблагополучной территории по новой коронавирусной инфекции (COVID-I9); пункта 3.3.4 МР 3.1.0209-20 "Рекомендации по организации противоэпидемического режима вмедицинских организациях при оказании медицинской помощи населению впериод сезонного подъема заболеваемости острыми респираторнымиинфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новойкоронавирусной инфекцией (COVID-19)"; пунктов 12, 13 приложения N 10 приказа Приказа Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"; пункта 5 Предписания о проведении дополнительных санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение завоза и массового распространения новой коронавирусной инфекции и других острых респираторных вирусных инфекций на территории Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года N 11-29-1581.
Установлено, что в нарушение требований вышеуказанных правовых норм не организованы условия изоляции иностранных студентов, прибывших из-за границы на территорию Российской Федерации; не определен обсерватор для 14-дневной изоляции (студенты изолировались в помещениях, условия в которых не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям).
В ходе санитарно-эпидемиологического расследования выявлены следующие нарушения.
1. Гостиница "данные изъяты" ("адрес").
1.1. На 30 апреля 2021 года не соблюдается постановление главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан N- N от 29 апреля 2021 года о введении ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах по адресу: "адрес", Гостиница "данные изъяты", а именно: входная дверь не закрыта на ключ, отсутствует объявление о введении карантина.
1.2. На базе гостиницы "данные изъяты" организованы обсерватор для иностранных студентов, прибывших из-за предела Российской Федерации, изолятор для лиц, бывших в контакте с больными COVID-19, госпиталь для заболевших COV1D-19 (4 этаж) и общежитие для здоровых студентов, которые посещали очные занятия (II этаж), с нарушениями санитарного законодательства, изоляция и обсервация иностранных граждан студентов проводится в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, а именно: функционирование обсерватора осуществляется без уведомления Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан; не соблюдются условия изоляции и охраны территории; отсутствует одномоментное заполнение отделений обсерватора (4 этаж, 3 этаж); не выполняется рекомендуемое заполнение (по 2 человека в комнате с санузлом); отсутствует достаточный набор помещений - благоустроенных комнат с санузлами - для обсервации; не организована круглосуточная охрана обсерватора; питание обсервируемых, больных и контактных организовано не в палатах, а в общих кухнях по этажам, таким образом, происходит постоянный ежедневный контакт студентов из всех комнат между собой; на кухнях используется многоразовая посуда, которая не подвергается обеззараживанию.
1.3. Дезинфекционные мероприятия в общежитие N, в доме для проживания иностранных студентов, в обсерваторе, а в последующем в очаге COVID-19 проводится не в полном объеме:
- с нарушением условий применения дезинфицирующего средства: в обсерваторе применяют 0, 5 % раствор хлорамина, согласно инструкции по применению "Хлорамина Б" режимы дезинфекции объектов растворами средства "Хлорамин Б" при вирусных инфекциях концентрация рабочего раствора по препарату составляет 2, 5 % (поверхности в помещениях, жесткая мебель) и 3 % (уборочный инвентарь). На момент осмотра растворов в данных концентрациях не было, на емкостях с дезинфицирующими растворами не указана дата приготовления и предельный срок годности; формально проводится дезинфекция помещений (на полу в комнатах не убраны ковровые покрытия, отсутствует журнал регистрации проведения дезинфекционных мероприятий);
- в санитарно-бытовых помещениях обсерватора отсутствуют графики уборки помещений, регламентирующие кратность обработки поверхностей в местах общего пользования (дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов и т.д.), туалетов, душевых и т.д. - не реже 1 раза в 2 часа;
- на момент осмотра на рабочих местах отсутствует уборочный инвентарь, не обрабатывается Методом погружения в дезинфицирующий раствор с последующей сушкой на 5, 4 и 1 этажах обсерватора "данные изъяты";
- на момент проведений расследования антисанитарное состояние в комнатах гостиницы (разбросаны вещи, продукты питания); на полу в комнатах не убраны ковровые покрытия, что не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию помещений.
1.4. Обеззараживание воздуха в помещениях обсерватора не проводится из-за нехватки бактерицидных облучателей (в наличии всего 1 бактерицидный облучатель на 7 этажей).
1.5. В обсерваторе сбор, дезинфекция и временное хранение медицинских отходов класса В проводится не надлежаще: отсутствуют мягкие упаковки (мешки) и контейнеры красного цвета.
1.6. Не организовано медицинское наблюдение за больными новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ветряной оспой и контактными, а именно: отсутствуют/ не представлены листы наблюдения.
2. Общежития ("адрес"; "адрес").
2.1. На 3 мая 2021 года не соблюдалось постановление главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан N- N от 30 апреля 2021 года о введении ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах по адресу: "адрес", входная дверь не закрыта на ключ, отмечен беспрепятственный вход и выход людей, отсутствовало объявление о введении карантина при наличии Приказа от 30 апреля 2021 года N-а и.о. ректора ФГБОУ ВО "БГМУ" М3 РФ ФИО1 "О введении ограничительных мероприятий".
Согласно представленной информации ГБУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница" в общежитии но адресу; "адрес", зарегистрирован и проживает студент ФИО2, работающий в вышеуказанном учреждении. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан вынесено постановление об отстранении от работы от 13 мая 2021 года N- N указанного студента. Последнее посещение работы данного студента - 2 мая 2021 года, что является свидетельством не выполнения ограничительных мероприятий, установленных постановлением от 30 апреля 2021 года N- N.
2.2. Дезинфекционные мероприятии в общежитиях N, N проводятся с нарушениями требований, не в полном объеме:
- в общежитии N, согласно представленному графику текущей уборки мест общего пользования, фактически не указано время проведения уборки, концентрация и название дезинфицирующего средства, со слов заведующих общежитий, в общежитиях N и N применяют 0, 06% рабочий раствор "Люир Хлор" для обеззараживания поверхностей в помещениях, вопреки требованиям таблицы 5, Инструкции N- N от 15 января 2010 года по применению средства дезинфицирующего "Люир Хлор" (ООО "НИК Медэкс", Россия) в лечебно-профилактических учреждениях и инфекционных очагах, согласно которой должна быть использована концентрация рабочего раствора 0, 015 и 0, 03%;
- отсутствуют свидетельства о государственной регистрации, инструкции по применению на имеющиеся дезинфицирующие средства Люир Хлор" по адресу: "адрес" (инструкция по применению представлена N- N молочной промышленности);
- в общежитиях N, N внутренняя отделка большинства помещений общего пользования (кухня, санузлы) с дефектами и повреждениями, следами протеканий и признаков-поражений грибком, что не позволяет проведению качественной влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.
2.3. Обеззараживание воздуха в помещениях общежитий N, N должным образом не проводится из-за нехватки бактерицидных облучателей в общежитиях, в наличии всего по 4 бактерицидных облучателя на 9 этажей, при этом заболевшие: в общежитии N зарегистрированы на 6-ти этажах, контактные - во всех этажах, в общежитии N - практически на всех этажах проживания, журнал работы рециркулятора не заведен (в общежитии N), а также фактически не указана дата обработки рециркулятора бактерицидного для обеззараживания воздуха "Мегидез", информация о ежемесячной обработке марлевым тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом, стеклянных поверхностей бактерицидных ламп и внутренней поверхности рециркулятора отсутствует.
3. Дом для проживания иностранных студентов из Индии ("адрес").
3.1. Дезинфекционные мероприятия в помещениях проводятся с нарушениями требований и не в полном объеме: на момент проверки для дезинфекции санузлов использовали дезинфицирующее средство "Дезинфедор", обладающее только антибактериальным свойством (согласно сведениям на этикетке упаковки), вирулицентным свойством данное средство не обладает; инструкции но применению имеющихся дезифицирующих средств не представлены, отсутствовало в достаточном количестве (5-ти дневный запас) для текущей дезинфекции дезинфицирующее средство, обладающего вирулицентным действием.
4. Санаторий "данные изъяты" ("адрес").
4.1. Не обеспечен контроль за мерами, направленными на прекращение путей передачи инфекции (на 2 звено эпидпроцесса), а именно: отсутствует журнал регистрации проведения дезинфекционных мероприятий; не проводится текущая дезинфекция в палатах с больными студентами (нет подтверждающих документов, со слов студентов уборку проводят сами белым порошком, который выдается сотрудниками учреждения); отсутствуют емкости для разведения дезинфицирующих растворов и дезинфицирующие средства на этаже с больными студентами; отсутствуют емкости для дезинфекции поверхностей во всех палатах; отсутствуют расчеты по расходу дезинфицирующих средств на проведение текущих и генеральных уборок в палатах, коридорах.
4.2. Не обеспечены требования к обеззараживанию воздуха в помещениях с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний, а именно: не проводится обеззараживание воздуха в палатах с больными студентами (отсутствуют установки для проведения обеззараживания воздуха, не представлена подтверждающая документация); обеззараживание воздуха в коридоре 4 и 5 этажей, согласно представленной медицинской документации, не проводилось с 14 часов 00 минут 17 мая 2021 года (проверка проводилась 18 мая 2021 года); допускается формальное ведение медицинской документации, а именно: согласно представленной медицинской документации в журнале учета работы бактерицидной лампы в шлюзе за 18 мая 2021 года отмечено время работы лампы с 17 часов 00 минут до 17 часов 15 минут, в то время как во время проведения проверки 18 мая 2021 года в 16 часов 00 минут облучатель бактерицидный ОБП-450 фактически включен, т.е. фиксируется не все время работы облучателя, что в последующем не позволяет четко определить сроки последующей замены лампы.
4.3. Нарушаются требования к профилактике инфекционных заболеваний, а именно: отсутствует раздельный уборочный инвентарь для дезинфекции стен и пола в палатах; хранение уборочного инвентаря осуществляется в санузле, вместо специально выделенного помещения или в шкафу; отсутствует четкая маркировка уборочного инвентаря для дезинфекции палат по этажам, не указано разделение на "чистую" и "заразную" зоны (указано для стен 3 этажа, для стен 4 этажа).
4.4. Нарушаются требования к сбору и дезинфекции отходов класса В, а именно: отсутствуют емкости для дезинфекции отходов класса В в палатах, одноразовая посуда складывается в мусорные пакеты черного цвета, без дезинфекции, в дальнейшем утилизируется в отдельном помещении; 18 мая 2021 года не проводилась дезинфекция отходов класса В, а именно: в емкости для отходов класса В (в помещении для хранения отходов класса В) отсутствует раствор для дезинфекции, нет сведений по приготовлению раствора в данный день (дата приготовления раствора не указана); средства индивидуальной защиты после использования не полностью погружаются в дезинфицирующий раствор в целях обеззараживания.
5. Гостиница "данные изъяты" ("адрес").
5.1. Не обеспечен контроль за мерами, направленными на прекращение путей передачи инфекции (на 2 звено эпидпроцесса), а именно: не проводится текущая дезинфекция в палатах с контактными и выздоравливающими студентами (нет подтверждающих документов, со слов студентов уборку проводят сами); отсутствуют емкости для разведения дезинфицирующих растворов; отсутствуют дезинфицирующие средства на этаже с контактными и выздоравливающими студентами; отсутствуют емкости для дезинфекции поверхностей во всех палатах; отсутствуют расчеты по расходу дезинфицирующих средств на проведение текущих и генеральных уборок в палатах, коридорах.
5.2. Не обеспечены требования к обеззараживанию воздуха в помещениях с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний, а именно: не проводится обеззараживание воздуха в палатах с контактными и выздоравливающими студентами (отсутствуют установки для проведения обеззараживания воздуха, не представлена подтверждающая документация); журналы по контролю работы бактерицидной установки в коридорах на 2-4 этажах (Мегидез) не ведутся (не представлена подтверждающая документация).
5.3. Не обеспечен контроль за уровнем содержания действующего вещества в рабочем дезинфицирующем растворе (нет экспресс-индикаторов); не проводится мониторинг устойчивости штаммов микроорганизмов к применяемым дезинфицирующим средствам.
5.4. В образовательных организациях высшего образования нарушаются требования к профилактике инфекционных заболеваний, а именно: отсутствует уборочный инвентарь для проведения уборки (дезинфекции) в палатах), отсутствует раздельный уборочный инвентарь для дизенфекции стен и пола в коридоре; нарушаются требования к маркировке уборочного инвентаря, а именно: отсутствует четкая маркировка уборочного инвентаря для дизенфекции коридоров по этажам (отсутствует четкая маркировка ведер, швабр), используемые емкости подписаны как 2 этаж, 4 этаж, что не позволяет определить конкретное предназначение уборочного инвентаря.
5.5. Не проводится дезинфекция отходов класса В (отсутствуют емкости для дезинфекции отходов класса В в палатах, на этаже), одноразовая посудаскладывается в мусорные пакеты черного цвета, в дальнейшем складируютсяв коридоре на полу; средства индивидуальной защиты после использования не дезинфицируются (отсутствуют емкости для дезинфекции); нарушаются правила обработки отходов класса В, а именно: обработкаотходов класса В проводится 0, 2% раствором "Главхлор" с экспозицией 60минут, вместо необходимого 0, 3% или 0, 6% раствора с экспозицией 120 минут, 60 минут соответственно.
5.6. Не обеспечен должный контроль замероприятиями по профилактике новой коронавирусной инфекции, другихвирусных инфекций, при осложнившейся эпидемиологической ситуации, нарушаются требования к ежедневному контролю за температурой засостоянием здоровья, а именно: в журнале здоровья сотрудников ФГБОУ ВОБГМУ М3 РФ, работающих в гостинице "данные изъяты".
Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения зафиксированы в протоколах осмотра от 30 апреля, 2, 11, 13, 18, 19 мая 2021 года, послужили основанием для составления в отношении ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласился судья республиканского суда, к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 мая 2021 года; предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 30 апреля 2021 года; поручениями о проведении эпидемиалогического расследования от 29 апреля, 3, 12, 18 мая 2021 года, постановлениями о госпитализации (изоляции), проведения обязательного медицинского осмотра, временном отстранении от работы, введении ограничительных мероприятий от 29, 30 апреля, 13 мая 2021 года; приказами о введении ограничительных мероприятий от 30 апреля 2021 года; приказами об открытии на базе гостиницы "данные изъяты", санатория "данные изъяты" изолятора от 30 апреля, 11 мая 2021 года; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 30 апреля, 2, 11, 13, 18, 19 мая 2021 года и приложенными к ним фототаблицами; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу установлено, что учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил, выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФГБОУ ВОБГМУ М3 РФ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вопреки доводам жалобы, положения СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" устанавливали требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации, их соблюдение являлось обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункты 1.2, 1.3, 2.6). Аналогичные требования, которые распространяются на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и обязательны для указанных лиц, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Учреждению вменено, в том числе нарушение пунктов 4.2, 4.4, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 СП 3.1.3597-20. Данными правилами установлены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации. Соблюдение установленных этими правилами требований является обязательным. К числу противоэпидемических мероприятий относятся меры, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, невыполнение которых является нарушением статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанции о том, что нарушение требований пунктов 4.2, 4.4, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 СП 3.1.3597-20 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует признать правильным.
В протоколе об административном правонарушении дополнительно указано на нарушение иных санитарных правил и невыполнение противоэпидемических мероприятий, что не противоречит правилам описания события административного правонарушения, нарушения требований методических рекомендаций отдельно от нарушений положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и СП 3.1.3597-20 не вменялось учреждению.
Доводы жалобы о том, что в действиях учреждения имеется также состав иного административного правонарушения, не свидетельствует о неверной квалификации деяния юридического лица и незаконности обжалуемых судебных актов.
Ссылки жалобы на то, что объекты по адресам: г. Уфа, ул. С Перовской, "адрес"; санаторий "данные изъяты" "адрес", учреждению не принадлежат, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения, согласно имеющимся материалами дела по указанным адресам организованы места временного проживания обучающихся ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ (л.д. 25, 120-123).
Утверждения заявителя о том, что ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ не является медицинской организацией и не ведет медицинскую деятельность, в связи с чем на учреждении не лежит обязанность соблюдать отдельные требования санитарных норм и правил, в том числе пункт 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, не опровергают выводы судебных инстанций о наличии вины учреждения в совершении административного правонарушения. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФГБОУ ВО "БГМУ" МЗ РФ, помимо основного вида деятельности - образование высшее, вправе заниматься дополнительными видами - деятельностью больничных организаций, общей и специальной врачебной практикой, деятельностью в области медицины и т.д, кроме того, у учреждения имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Из доводов, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных решениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного кодекса.
Постановление судьи районного суда отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей республиканского суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, оставить без изменения, а жалобу защитника Нижегородовой Р.В, действующей на основании доверенности в интересах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.