Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 мая 2022 года кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 февраля 2022 года по административному делу N 2а-153/2021 по административному исковому заявлению Хаповой Е.И. к муниципальному автономному учреждению городского округа Тольятти "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", ИФНС России по Красноглинскому району города Самары о признании прекратившей деятельность индивидуального предпринимателя.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителея Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области (правопреемник ИФНС России по Красноглинскому району города Самары) Коральковой А.Ю, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения Хаповой Е.И. и её представителя по доверенности Лепешкиной А.Ю, представителя муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МАУ "МФЦ") Сименовой Е.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хапова Е.И. обратилась в суд с названным административным иском, указав, что 14 ноября 2019 года она обратилась в МАУ "МФЦ с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, приложив пакет документов. Сотрудником МАУ "МФЦ" было выдано заявление - расписка на предоставление заявленной услуги с указанием плановой даты её предоставления 25 ноября 2019 года, о результатах оказания услуги административный ответчик обязался информировать по почте по указанному в заявлении адресу.
5 июня 2020 года было получено постановление о возбуждении в отношении неё исполнительного производства, предметом которого является взыскание задолженности по уплате обязательных платежей, начисляемых в связи с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Впоследствии ей стало известно, что услуга не была оказана в связи с ошибкой, допущенной сотрудником МАУ "МФЦ" при приёме документов.
Претензия с требованием устранить допущенные нарушения административным ответчиком оставлена без удовлетворения, ИФНС России по Красноглинскому району городу Самары просьбу по принятию мер к исключению несуществующей задолженности и отзыву исполнительного документа из отдела судебных пристав Центрального района города Тольятти Самарской области не выполнила.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 марта 2021 года, вынесенным по правилам, предусмотренным нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требования Хаповой Е.И. удовлетворены, индивидуальный предприниматель Хапова Е.И. (ОГРНИП 315631300070030) признана прекратившей свою деятельность 1 декабря 2019 года; на ИФНС России по Красноглинскому району города Самары возложена обязанность внести в государственный реестр соответствующую запись о прекращении 1 декабря 2019 года физическим лицом Хаповой Е.И. статуса индивидуального предпринимателя.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 июня 2021 года решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 марта 2021 года отменено, производство по делу прекращено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года апелляционное определение отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 февраля 2022 года названное выше решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и вынесении судебного акта указал на применение пункта 4 части 9 статьи 226, статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом в рамках настоящего административного дела какое-либо решение или действие (бездействие) регистрирующего органа не обжаловалось, административные исковые требования административным истцом о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации не заявлялись. Считает, что данный спор отнесён к компетенции арбитражных судов, поскольку Хапова Е.И. до настоящего времени имеет статус индивидуального предпринимателя.
От директора МАУ "МФЦ" поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не были допущены.
Согласно статье 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утверждённой Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины (пункт 1).
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 9 настоящего Федерального закона; государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьёй 8 настоящего Федерального закона; государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи (пункты 7 - 9 статьи 22.3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие в том числе сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация прекращения статуса индивидуального предпринимателя в связи с принятием гражданином такого решения осуществляется на основании подписанного им заявления по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в предусмотренные статьей 8 упомянутого Закона сроки, представление документов осуществляется в порядке, установленном статьёй 9 Закона (подпункт "а" пункта 1, пункты 7 и 8 названной статьи).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Форма заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439, приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
Документы в регистрирующий орган могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днём их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (абзац 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (ч.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (пункт 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Как следует из подпункта "ц" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абзац первый пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ)
Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", действовавшем на момент совершения действий, утверждена форма N Р26001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 15 к приказу).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
В статье 16 Закона N 210-ФЗ предусмотрены функции МФЦ, в том числе приём запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг.
ФНС России письмом от 20 февраля 2014 года N СА-4-14/3111 направила типовую инструкцию на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств для использования в работе по обучению специалистов многофункциональных центров, в пункте 20 которого предусмотрено, что при представлении документов в МФЦ работник МФЦ, ответственный за приём документов, устанавливает личность лица, представившего документы; при представлении документов заявителем проверяется соответствие сведений о заявителе, указанных в последнем листе или иных листах заявления (уведомления, сообщения) о государственной регистрации, с данными документа, удостоверяющего личность заявителя: сверяется фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), серия, номер документа, удостоверяющего личность, визуально определяется соответствие личности заявителя фотографии в документе, удостоверяющем его личность.
Согласно пункта 21 типовой инструкции при представлении документов заявителем - физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если подпись указанного лица на заявлении не засвидетельствована в нотариальном порядке, работник МФЦ, ответственный за прием документов, свидетельствует подпись указанного лица в следующем порядке. Заявитель - физическое лицо, регистрируемое или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в присутствии работника МФЦ, ответственного за прием документов, заполняет раздел последнего листа заявления о регистрации, в котором проставляется подпись заявителя, и подписывает заявление в соответствующем поле указанного раздела заявления о регистрации. В случае если заявитель заполнил указанный раздел и проставил в нём свою подпись до представления документов работнику МФЦ, последний предлагает заявителю повторно проставить свою подпись в указанном разделе заявления о регистрации. Работник МФЦ, принявший документы у заявителя, в разделе заявления о регистрации, следующем за разделом, в котором заявитель проставил свою подпись, удостоверяет подпись заявителя с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества (при наличии). При этом в указанном разделе работником МФЦ, осуществившим приём документов у заявителя, слова "регистрирующий орган" заменяются на "МФЦ", слова "должностного лица регистрирующего органа" - на "работника МФЦ".
Согласно дополнительного соглашения N 14 от 3 декабря 2018 года к соглашению от 25 августа 2014 N 01-52/04 о взаимодействии между государственным казённым учреждением Самарской области "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Самарской области" и Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области информационный обмен между МФЦ и налоговыми органам осуществляется в электронном виде посредством использования ГИС СО "МФЦ", в том числе посредством электронной системы межведомственного взаимодействия (далее - СМЭВ). Специалист МФЦ, осуществляющий приём заявлений и документов, отправляет их электронные образцы посредством ГКС СО "МФЦ" через СМЭВ в налоговые органы, предоставляющие государственные услуги Федеральной налоговой службы России. Документы должны быть подписаны усиленной электронной цифровой подписью (пункт 5.2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения).
Судом установлено, что 14 ноября 2019 года Хаповой Е.И. в регистрирующий орган посредством МАУ "МФЦ" в электронном виде через сайт ФНС Российской Федерации был направлен пакет документов для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности по форме N 26001 с указанием способа получения результата - лично.
МАУ "МФЦ" через отделение МФЦ по Центральному району города Тольятти 14 ноября 2019 года было выдано Хаповой Е.И. заявление - расписка на предоставление услуги, указана плановая дата оказания услуги 25 ноября 2019 года.
21 ноября 2019 года ИФНС по Красноглинскому району города Самары принято решение N 41706А об отказе в государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие в предоставленном заявлении по форме Р26001 факта засвидетельствования подписи заявителя сотрудником МФЦ, то есть нарушение подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Удовлетворяя требования Хаповой Е.И, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Хаповой Е.И. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подано и заполнено в установленной форме, содержит подпись заявителя, удостоверение которой в нотариальном порядке не требуется. Хапова Е.И. представила в МФЦ весь пакет документов, предусмотренный законом, подтверждая своё волеизъявление к прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Хапова Е.И. совершила необходимые действия для уведомления регистрирующего (налогового) органа о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, прекратив осуществление предпринимательской деятельности в 2019 году.
Обязанность по извещению заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги была не исполнена, ни регистрирующим органом, ни многофункциональным центром.
Служебным расследованием установлено, что результатом предоставления услуги по заявлению, принятому от Хаповой Е.И. 14 ноября 2019 года, является решение об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием факта засвидетельствования подписи сотрудником МАУ "МФЦ". К сотруднику, допустившему некачественное предоставление услуги, а также к руководителю отдела применены меры дисциплинарного взыскания.
При этом учтено, что в связи с неоказанием услуги по прекращению деятельности индивидуального предпринимателя по вине сотрудника МАУ "МФЦ" Хаповой Е.И. продолжают начисляться налоговые платежи, в ОСП Центрального района города Тольятти Самарской области возбуждено исполнительное производство N 25621/20/63030.
Хапова Е.И. обращалась в ОСП Центрального района города Тольятти Самарской области по вопросу приостановления исполнительного производства, а также к административным ответчикам с претензией об урегулировании возникшей проблемы, исключению несуществующей задолженности. До обращения в суд спор не был урегулирован, продолжается нарушение прав заявителя, которому разъяснено о необходимости повторной подачи заявления установленной формы.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что восстановление нарушенного права Хаповой Е.И. может быть осуществлено лишь путём признания её прекратившей свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 1 декабря 2019 года и возложением на ИФНС России по Красноглинскому району города Самары обязанности внести в государственный реестр соответствующую запись о прекращении 1 декабря 2019 года физическим лицом Хаповой Е.И. статуса индивидуального предпринимателя.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями.
Довод кассационной жалобы о том, что законом предусмотрен порядок оспаривания решения об отказе в прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включающий в себя обжалование в вышестоящий регистрирующий орган, несостоятелен.
В данном случае решение об отказе в регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя вынесено в связи с действиями иного лица (МАУ "МФЦ"), не являющегося стороной правоотношений, но от юридически значимых действий которого зависит принятие регистрирующим органом соответствующего решения. При этом данные действия не свидетельствуют о незаконности решения регистрирующего органа, но влекут для административного истца негативные последствия в виде начисления и взыскания обязательных платежей, связанных с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, при том, что Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит иного порядка восстановления нарушенного права Хаповой Е.И. Повторное обращение заявителя в установленном законом порядке по вопросу прекращения предпринимательской деятельности не может повлечь внесение соответствующей записи в ретроспективном порядке.
В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина, и эта обязанность является смыслом деятельности судов.
Учитывая отсутствие иного способа восстановления нарушенного права административного истца, довод кассационной жалобы о несоблюдении установленного статьёй 25.2 Федерального закона N 129-ФЗ порядка обжалования решения об отказе в регистрации прекращения предпринимательской деятельности, в том числе досудебного, не может быть принят во внимание.
Также несостоятелен довод кассационной жалобы о неподсудности данного спора суду общей юрисдикции. В ходе разбирательства дела в судах первой и апелляционной инстанций о неподсудности суду общей юрисдикции данного спора не заявлялось. Правильное по сути решение не может быть отменено исключительно лишь по формальным основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.